Многие автовладельцы, услышав скрип и скрежет при торможении автомобиля начинают думать "Да ничего страшного, само пройдёт / попозже с этим разберусь", но проблемы с тормозной системой - одни из самых опасных в автомобиле.
Начнём с самого простого - передвигаясь на автомобиле с неисправной тормозной системой Вы подвергаете риску не только свои жизнь и здоровье, но также жизнь и здоровье окружающих людей.
*При выявлении неисправностей в тормозной системе не медлите и обратитесь к специалистам*
1. Нарушение герметичности тормозной системы
Вы можете заметить лужу жирной жидкости под одним из колёс, либо же жирные следы под машиной. Когда Вы нажмёте на педаль тормоза, то почувствуете, что она "проваливается". При выявлении данной неисправности - вызывайте эвакуатор и отправляйтесь на СТО.
Такие "симптомы" могут быть вызваны повреждением тормозных трубок / шлангов, повреждёнными пыльниками тормозных цилиндров. Ехать самому на таком автомобиле ОПАСНО, т.к. Вы просто не сможете нормально тормозить.
На картинке выше Вы можете заметить, что со временем тормозные трубки подвергаются коррозии (ржавеют) и в них появляются дыры, через которые тормозная жидкость вытекает из системы, что приводит к отсутствию торможения.
Вы можете и самим заменить трубки (хороший вариант - медные), но для этого нужен специальный инструмент для развальцовки. Проще всего будет вызвать эвакуатор и отогнать автомобиль на СТО.
2. Не держит ручник
На стояночный тормоз (ручник) мы всегда ставим автомобиль при остановке. На него мы полагаемся, когда начинаем движение в подъём (на автомобилях с МКПП). Неисправность стояночного тормоза может быть вызвана несколькими причинами, но сначала предлагаю разобраться в его устройстве.
На картинке выше находится схема стояночного тормоза с барабанной тормозной системой. Можете не пугаться, суть довольна проста.
Когда Вы поднимаете рычаг "ручника", трос натягивается и либо разжимает колодки, упирая их в барабан (в автомобилях с барабанной тормозной системой сзади), либо сжимает колодки на автомобилях с дисковыми тормозами.
Со временем трос начинает растягиваться, что приводит к ухудшению торможения при поднятом рычаге. Сперва можно попробовать отрегулировать трос ручника и проблема может решиться. На некоторых автомобилях (Пример - hyundai ix35) регулировка троса ручника производится из салона, но на многих автомобилях трос ручника регулируется под автомобилем, так что лучше обратиться к специалистам.
Если регулировка троса либо не помогла, либо помогла, но ненадолго, то необходимо заменить сам трос на новый.
Также проблемы с ручником могут быть вызваны полным износом колодок, отсутствием колодок ручника (приведу пример ниже), заклиниваем поршня в цилиндре.
*В практике был один забавный случай: приехал клиент с другого СТО со следующей проблемой: после замены задних колодок дисковых тормозов полностью перестал держать ручник. При разборе задних тормозов выяснилось, что на его автомобиле установлены тормоза комбинированного типа (обычное торможение производится дисковыми тормозами, но тормозной диск одновременно является барабаном для колодок ручника). Колодки дисковых тормозов ему поменяли, но вообще не установили колодки ручника. Вот такие мастера бывают*
3. Автомобиль ведёт в сторону при торможении
Причиной данной неисправности является неравномерное торможение всеми колёсами. К примеру: если правая сторона автомобиля тормозит лучше, чем левая, то автомобиль при торможении будет "вести" вправо. Вызывать такой эффект могут заклинившие тормозные суппорты, попадание на тормозной диск тормозной жидкости, завоздушенная тормозная система. Разберёмся с каждой причиной по отдельности.
3.1 Заклинивший суппорт
Тут всё довольно просто: при нажатии на педаль тормоза, тормозная жидкость выталкивает из суппорта цилиндр, который и давит на колодки. При долгой эксплуатации, перегреве тормозов, цилиндр может заклинить и на этом колесе тормоза останутся постоянно работающими, либо же наоборот, цилиндр просто не будет давить на колодки, что и приводит к неравномерному распределению тормозных усилий.
Устранение данной проблемы будет зависеть от того, насколько заклинил поршень в суппорте. Эта проблема может решиться как применением ремкопмлекта суппорта (дешевле), так и заменой всего суппорта в сборе (если цилиндр закис настолько, что достать его очень трудно)
3.2 Попадание на тормозной диск тормозной жидкости, масла
При нарушении герметичности тормозной системы (см. п.1 в этой статье) тормозная жидкость может попадать на тормозной диск, тем самым смазывая его. Колодки вместо торможения "проскальзывают" по диску, что и приводит к неравномерному распределению тормозных усилий.
3.3 Завоздушенная тормозная система.
Со временем тормозная жидкость утрачивает свои свойства, в систему попадает воздух, что приводит к неравномерному распределению тормозных усилий.
Данная проблема устраняется знакомой всем процедурой - заменой тормозной жидкости и "прокачкой" тормозов. Рекомендуется проводить эти процедуры хотя бы раз в год.
Эта статья может помочь Вам определить некоторые неисправности тормозной системы. Не забывайте, что если Вы не уверены в неисправности, либо сомневаетесь в том, что сможете выполнить ремонт самостоятельно, то лучше обратиться к специалистам. Да, ремонт у специалистов дороже, но он, как правило, качественнее и быстрее, чем самостоятельный ремонт.
Будьте аккуратны за рулём в любое время года и не забывайте своевременно диагностировать автомобиль. Вовремя выявленная неисправность автомобиля может сэкономить Ваши нервы, здоровье и деньги.