Поиск ответа на вопрос «чему и как учить» относится к числу вечных вопросов. Но сегодня в стремительно меняющемся мире актуальность этого вопроса выросла многократно. Как справедливо отметил президент РФ Владимир Путин, сегодня никто со стопроцентной уверенностью не может сказать, какие предметы будут изучать в старших классах нынешние первоклассники. В последние годы стало очевидно, то обстоятельство, что современное образование в каком-то плане перестало быть образованием. Перестало быть простым источником знаний и системой передачи знаний. Готовое знание перестало быть востребованным.
Между тем, проблемы образования в России сегодня волнуют каждого. В свое время, после полета Юрия Гагарина в космос, американский президент Джон Кеннеди прямо подчеркнул, что космическую гонку выиграл советский учитель. Система советского образования долгое время служила образцом для всего мира.
В современном мире идет постоянное устаревание знаний. Как отмечают некоторые исследователи, в современном мире «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. В специальной литературе приводятся данные, что если в 19 веке объем информации удваивался каждые 50 лет, то в 2020 году объем информации в мире удваивается каждые 2 месяца. В США, например, используется особая единица измерения устаревания знаний специалиста – «период полураспада компетентности».
Этот термин означает время, в течение которого после окончания вуза в результате устаревания полученных знаний компетентность специалиста снижается на 50%. А это значит, что современная стандартная система образования готовит специалистов прошлого. Но еще американский философ и педагог Д. Дьюи заметил, что «мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера».
На новые технологии и искусственный интеллект в образовании возлагались большие надежды. Стали активно возникать и развиваться разные формы образования с широким использованием дистанционных технологий. Однако пандемия, вынудившая целыми школами переходить на on-line обучение, выявила множество проблем. Образовательный процесс в начальной и средней школе требует обязательного живого общения педагога и ученика.
Проблема современного российского образования не сводится к несовершенству установленных государством нормативов, реалий и соответствующих нарративов. Противоречия носят, скорее, мировоззренческий, чем дидактический характер. Проще говоря, какова цель образования подрастающего поколения в условиях современной России? Очевидно и общеизвестно: воспитание гражданина с адекватным уровнем образования, которое необходимо для успешной реализации личностных прав и обязанностей. В условиях отсутствия четко сформулированной государственной идеологии, с учетом патриотического вектора воспитания молодых людей приходится лавировать между интересами личности и государства. В частности, каждому гражданину необходимо иметь приемлемый жизненный уровень, обеспечиваемый его профессиональными знаниями и компетенциями. С другой стороны, государству нужны определенные профессионалы в разных сферах деятельности, способствующие его развитию и процветанию. Эта дилемма содержит определенное противоречие между личными и государственными интересами. Для их гармонизации требуется формирование национально-культурного осознания каждого гражданина с юного возраста. Соответственно, с момента передачи ребенка в ведение воспитателей и педагогов следует активно включать его в этот процесс: постепенно и педагогически точно знакомить его с национальными реалиями и традициям, прививать положительное отношение к культуре и истории Родины.
При переходе в среднюю школу у ребенка должно быть четкое и осознанное ощущение национальных особенностей и традиций, чтобы на их основе развивать и обогащать эти чувства, подкрепленные основами культурно-исторических знаний. Такая культурно-национальная самоидентификация позволит вести школьников к значимым для них и страны знаниям и компетенциям, не вызовет отторжения, смотивирует на дальнейшее приобретение знаний в естественно-научных областях.
Если в данном ключе рассматривать школьное обучение, то становится совершенно неперспективным подчинение целей обучения успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Эти экзамены были приняты на вооружение, исходя из зарубежного опыта, что само по себе и неплохо. Но нацеленность на тестовую форму усвоения знаний мешает органике национального воспитания и обучения, переключая внимание и усилие всех участников учебного процесса на безусловное выполнение итоговых тестов, игнорируя остальные области знаний и умений, тем самым обедняя культурно-исторический багаж молодых граждан страны. Доказательства этого не раз демонстрировались в СМИ, проявлялись в процессе обучения в вузе, что пагубно отражается на формировании гражданской позиции. Человек, не знающий своих национальных корней, ценностей и приоритетов – суть «Иван, родства не помнящий», которому все равно, где он живет и как живет его страна.
Нельзя отрицать, что мгновенное извлечение информации из современных источников, обмен ею можно считать большим образовательным подспорьем, и набор знаний прошлыми способами и приемами более не является эффективным. Проблема заключается в критичном отношении наших школьников к получаемой информации, и без сформированного мировоззрения по отношению к себе и окружающему миру чрезвычайно трудно отделить истинные зерна от вредных и бесполезных плевел. Примеров этому великое множество: от некорректных научных фактов до призывов к деструктивной деятельности.
Задача современного образования - мотивировать личность на взвешенное, адекватное приобретение знаний, умений, необходимых для дальнейшего общекультурного и профессионального развития, которое позволило бы удовлетворить личные потребности членов нашего общества без ущерба для последнего.
Ранее ИА «Время Н» сообщало, что новый порядок оплаты педагогов установят в Нижегородской области.
Также сообщалось о том, кто может рассчитывать на 100-балльный результат ЕГЭ.