«Вот, когда еще немецкая марка была, то жили мы припеваючи. С полной коляской продуктов из магазина выходили. И это на 10 немецких марок. А сейчас что? 100 отдал и «сетку» домой принеси», - так любит повторять пожилая соседка Нина, выходя со своей коляской ходунком во двор. Скрипучим старческим голосом, жестикулируя при этом дрожащими руками, она «сыплет» нелицеприятные фразы в адрес нынешнего немецкого правительства и очень надеется, что Германия когда-нибудь выйдет из Евросоюза. Для русской немки бабушки Нины сила Германии - в независимости и собственной валюте.
И хотя такого мнения придерживается большинство рядовых немцев, власть в Берлине так не считает. Меркель 13 сентября заявила, что пора бы и Западные Балканы в Евросоюз принимать. Говорит, что это большой геостратегический интерес для ЕС.
Получается, что быть Германии «донором» для некоторых участниц ЕС выгодно. И все - исходя из геополитических интересов. Да – это дорого, тележки теперь у немцев неполные. Но это необходимо.
А я вот думаю: какие такие интересы скрываются у Германии под маской помощи? Проблему с мигрантами «страны-иждивенцы» не решают: Еврокомиссия недавно даже подала в суд против Польши, Чехии и Венгрии за их отказ принимать беженцев. А страны Балкан и подавно не помогут в этом вопросе.
Ответ на самом деле прост – страшно Европе. В свете последних событий в Афганистане тем более. Отсюда и все эти разговоры про собственную оборонную систему. Статья в «Известиях» 12 сентября на этот счет вышла – анализируется в ней неформальная встреча министров обороны ЕС в Любляне 2 сентября. На ней глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель сказал, что надо больше тратить на оборону и неплохо было бы создать общую армию в ЕС.
Президент Франции Эммануэль Макрон еще в ноябре 2018 года заявил, что единая армия нужна ЕС для защиты от Китая, России и … США: «Мы должны иметь такую Европу, которая лучше защищает саму себя, в более суверенном порядке и не зависит только от Соединенных Штатов». Такие утверждения сегодня уже более понятны: войска из Кабула США выведены – а придется Европе «разгребать».
Вот и получается, что в продуктовых тележках пустеет ради безопасности. В тесноте, в безденежье, да не в обиде. И с претензией на величие: «Евросоюз должен стать сверхдержавой № 3 после Китая и США» (министр финансов Франции Брюно Ле Мэр).