Здравствуй, Дорогой Мой Друг, почему бы нам с тобой не совершить, в сей чудный осенний день, экскурсию в «Страну восходящего солнца», дабы разнообразить наши знания в вопросах безопасности жизнедеятельности самураев во времена, когда огнестрельное оружие не водилось в их стране.
И собственно, как ты наверное уже догадался, нас интересуют маски, что защищали лица этих доблестных воинов, а все разновидности этих защитно-устрашающих личин именовались одним термином — Мэн-гу.
Вот именно Мен-гу и будут сегодня предметом нашего небольшого исследования.
Поехали!
Начнем, пожалуй, с того что наш вид «Homo условно Sapience» (не хочу обидеть ничьих чувств, мое личное мнение) достаточно агрессивен и воинственен, а как следствие, во все времена развивал средства и членовредительства и защиты себя любимого. Японская знать не была исключением, и естественно, никто из самураев, а именно они и представляли костяк высшего общества тех времен, не хотел после первой же схватки отправиться к духам предков. Понятное дело, развивались доспехи для относительно безопасного посещения полей сражений. Мы в данном повествовании остановимся на защитных личинах, а именно для этого они изначально и использовались воинами.
Итак, как я ранее упомянул, все разновидности боевых масок назывались Мэн-гу, которые в свою очередь можно было разделить на:
- маски, которые могли закрывать все лицо боевой единицы — Сомэн;
- полумаски, закрывающие лицо воина ниже его глаз — Мэмпо;
- полумаски, защищающие лоб и щеки, остальное лицо открыто — Хаппури;
- полумаски, закрывающие подбородок воина — Хамбо;
- полумаски, защищающие щеки и подбородок бойца — Хоатэ.
Я полагаю, что ты, Мой Дорогой Друг, не станешь спорить с тем, что нет смысла говорить о полумасках (думаю этот термин не правилен, я бы назвал лицевые щитки) Хаппури, Хамбо и Хоатэ, так как в них нет ничего красочного и интересного для нас. Да, и они очень относительно защищали часть лица бойца, и пожалуй, эффективность их сомнительна, если только использовать их в совокупности. Тем более, думается мне, это была лицевая защита не очень богатых и влиятельных особ воинского сословия, которые не могли позволить себе большего.
Мы с тобой рассмотрим Сомэн и Мэмпо, ибо именно в этих разновидностях Мэн-гу можно отыскать настоящие произведения искусства.
Я полагаю, что именно возможность состоятельного воина оплатить более дорогое изделие и которое при этом будет кардинально отличное от всех окружающих и создает ту грань, за которой воинский доспех становится уникальным предметом искусства.
Конечно, не будем забывать, что личина должна была внушать трепет, ужас и почтение у окружающих, как устрашающий элемент общего антуража персонажа. В этом смысле и Сомэн и Мемпо справлялись со своими функциями превосходно.
Ну а теперь, рассмотрим подробнее Мэмпо. Это, как я уже ранее упоминал, полумаска закрывающая нижнюю часть лица, от глаз и ниже. Первоначально они делались из толстой кожи, а в дальнейшем из металла.
Существовало множество подвидов полумаски Мэмпо, все из которых назывались именами каких либо духов, божеств, демонов, мистических сущностей, а также некоторые назывались в честь масок театра Но.
Полумаски могли иметь птичий клюв, подобный духам Тэнгу или священной птице Каруре (буддийская птица Гаруда), человеческий нос разного возраста, в морщинах и без них. Мэмпо могла иметь усы, которые торчали торчком, либо ниспадали вниз, могла быть и борода. Для имитации усов и бороды, как правило, использовали конский волос.
Но все же фантазия средневековых японских мастеров смогла выразиться на полную только в Мэн-гу вида Сомэн, так как это уже полноценная маска, закрывающая все лицо самурая и соответственно устрашающий образ может быть создан более полным.
Сомэн, еще раз повторюсь, представляла из себя уже полнолицевую маску, опять же некоторые источники утверждают, что в древности личину могли делать из кожи, но до нас дошли именно металлические экземпляры.
Я если честно, Дорогой Мой Друг, плохо представляю, чтобы маска из кожи эффективно защищала лицо. Оставаться инкогнито герой мог, возможно пугать окружающих - да, но защищать лицо -скорее нет.
Эти боевые маски уже выполняли полноценную защиту воина от метательного оружия, осколков и возможно не сильного секущего удара клинковым оружием. Кроме того именно в Сомэн воплотилась на полную устрашающая функция, так как противник видел перед собой не человека, тот образ, что несла маска. Этими образами были различные божества и демоны, мистические существа и животные и вполне понятно, что это наводило благоговейный ужас.
Видишь ли, Дорогой Мой Друг, нам сложно это осознать в наше спокойное и относительно просвещенное время, но житель Японии тех времен, рос в той уникальной информационной среде, где свято верил в те легенды и сказания, фольклор и традиции, которые его окружали с раннего детства, а когда противник у него становился не человек а божество или демон, то это вызывало у него сильные разрушающие эмоции.
Порою Сомэн превращались в совершенно удивительные конструкции и сегодня мы можем только удивляться мастерству и потрясающему умению кузнецов тех времен.
В заключение, Дорогой Мой Друг, хочется признать тот факт, что мастерство японских средневековых кузнецов сродни искусству и заслуживает глубочайшего почтения и восхищения и удручает только тот факт, что это были доспехи, в которых люди участвовали в нешуточных сражениях.
Ну а теперь пришло время прощаться с японскими боевыми личинами, и продолжить наш познавательный путь в поисках масок по всему миру.
Будем и мы с тобой прощаться, Дорогой Мой Друг, до новых встреч!
Скоро увидимся!
Пока!
Фото взяты из открытых источников