Искусство татуировки в Японии имеет долгую историю. На протяжении веков татуировка была украшением, орудием наказания, элементом ритуала и символом принадлежности к определенным социальным группам. Однако появление тату не было связано с якудзой, несмотря на то, что многие жители планеты считают, что традиционные японские татуировки и якудза неразрывно связаны. Хотя...
Символ социального положения
Хотя не все историки придерживаются единого мнения по этому поводу, есть много свидетельств того, что в Японии на протяжении многих веков татуировки служили символом социального положения, а также криминальными «фотографиями», которые давали точную и актуальную информацию о человеке. Татуировка также, несомненно, была признаком происхождения.
В Японии не было рабства или сложной кастовой системы, такой как в Индии, но была классовая система. Принадлежность к тому или иному сословию определялась выполняемым занятием и степенью родства с императорской семьей. Самый низкий класс, хинины - буквально «нелюди» - это те, кто выполнял самую грязную и неприятную работу или имел дело с преступниками (тюремные охранники, палачи и могильщики).
С расцветом буддизма в Японии возник новый класс социальных изгоев, которых стали называть буракумин («деревенские люди»). Они занимались деятельностью, которую буддисты считали греховной, например, убивали животных и производили изделия из кожи. Они жили замкнутыми сообществами, и также выполняли грязную и опасную работу, которая не нравилась представителям высшего сословия.
Представители этих двух низших классов часто были отмечены крестами или линиями, вытатуированными на предплечьях, чтобы следить за ними и держать их подальше от остального общества.
Криминальная хроника
В другом из старейших японских историографических произведений «Нихонсёки» (с элементами мифологии) есть упоминание о некоем Азуми Но Мурадзи, который был наказан за измену татуировкой на лице. В книге «Иредзуми: японское татуирование», автор пишет, что в 460 году нашей эры одной из форм наказания был геймен - татуировка в области глаз. Позже на смену тату пришли более жесткие меры.
К татуировке области вокруг глаз вернулись в 1672 году, а в 1720 году, благородным жестом гуманизма, «телесные наказания» были заменены татуировками, размещенными в различных местах тела. Наказание в виде татуировки считалось крайне мягким. У этой системы были свои достоинства и недостатки. Люди, увидев татуированного человека, сразу понимали, что у него криминальное прошлое. С другой стороны, татуировка мешала исправившимся людям вернуться к нормальной жизни – без призрения.
После 1720 года преступники были отмечены символами преступлений, которые они совершили, и региона, из которого они прибыли. В регионе Тама, например, на лбу преступника был вытатуирован иероглиф кандзи, изображающий собаку. В другом регионе это могли быть две параллельные линии на плече или что-то еще. Однако хитрые, криминальные элементы нашли способ обмануть систему.
По словам Мориты, автора «Иредзуми: японское татуирование»:
«Отмеченные татуировками мужчины начали прятать свое клеймо среди причудливых художественных татуировок. Возможно, именно это и побудило первых якудза сделать татуировки. В конце концов, некоторые из них начали использовать свои татуировки, чтобы запугивать своих жертв. Они сделали клеймо, которым их наказали, своим активом и использовали его для получения выгоды».
Другими словами, татуировки вместо того, чтобы выполнять функцию, предназначенную для них властями, стали чем-то, что пугало сельских жителей и горожан, заставляя их отдавать свои деньги. И только 25 сентября 1870 года правительство Мэйдзи отменило татуировку как форму наказания за уголовные преступления.
Татуированные уличные рыцари
Между тем, хотя власти использовали татуировки, чтобы помочь обществу распределять людей по классам, наказывать преступников и вести «живую» судимость, в эпоху Эдо изображения на теле приобретали растущую популярностью среди японских простолюдинов. После 1750 года, возможно, под влиянием чрезвычайно широко читаемого китайского романа, переведенного на японский язык – «Суйкодэн» (水滸傳), в котором описывалась трагическая и героическая судьба 108 знатных преступников, татуировки стали модными среди низших слоев японцев.
Востребованный роман о бесстрашных борцах за справедливость много раз переводился и переиздавался. Многие из его героев были чем-то вроде татуированных Робин Гудов, сражающихся с коррумпированными правительственными чиновниками. На многочисленных иллюстрациях, сопровождающих описания их приключений, были изображены их тела во всей красе, покрытые татуировками с изображением драконов.
Герои Суйкодэн вдохновляли зарождающийся японский средний класс, известный как чонин (горожане). Из чонинов возникла небольшая группа самопровозглашенных сотрудников правоохранительных органов, известная как отокодатэ (уличные самураи), и новая профессиональная группа - пожарные. Их японское название - хикеши, что буквально означает «тушение огня».
И пожарные, и уличные самураи воплощали модифицированный идеал рыцаря, руководствуясь кодексом чести, защищая интересы не феодалов, а простых людей.
Классические самураи были орудием угнетения, они носили доспехи, и их тела не были покрыты татуировками. А уличные самураи и пожарные были татуированы и непокорны, и клялись защищать слабых, и бороться с несправедливостью. Не зря они стали любимыми героями массовой культуры.
В то время у пожарных не было навыков, которые мы привыкли ассоциировать с этой профессией. Единственным известным им методом тушения пожаров был снос соседних зданий, чтобы предотвратить распространение огня. Их героические и зрелищные достижения вызывали восхищение, в то время как они сами раскрывали свой статус и свои узы профессиональной солидарности с помощью красочных татуировок.
Пожарные делились на куми (группы), аналогичные современным якудза, и члены каждой из них часто имели похожие татуировки. Однако первые японские пожарные выполняли свои обязанности настолько безжалостно и агрессивно, что тогдашние летописцы часто задавались вопросом, кто наносит больший ущерб: пожар или люди, которые его тушат.
Этих крепких и стойких парней, которым нравились татуировки с водной символикой (например, изображение карпа), с их бесстрашием и склонностью к опасностям, некоторые считают предшественниками современных якудза. Вскоре не только пожарные и уличные самураи, но и строители, ремесленники и др. начали украшать свои тела сложными татуировками, вероятно, желая подражать героям, о которых они слышали или читали. Художники-татуировщики, украшающие тела своих новых клиентов, часто вдохновлялись гравюрами со страниц Суйкодэн.
Борьба с татуировкой
Правительство запретило татуировки в 1812 году. Однако эта практика продолжала процветать. Татуировки как проявление индивидуализма и свободы вызывали беспокойство властей. Они были черным пятном на лице японской морали.
Доказательством неослабевающей популярности татуировок, несмотря на вышеупомянутый запрет, является еще один запрет, изданный в эпоху Тенпо (1830–1844 гг.). На этот раз, ограничения коснулись публичных конкурсов татуировок. В эпоху Мэйдзи (сентябрь 1868 - июль 1912) Япония переживала период динамичной модернизации, но граждане этой страны все еще не могли официально украсить свое тело татуировками.
Жители Запада оценили необычную художественную ценность традиционной японской татуировки. Их наносили не только моряки, но и герцоги. К примеру, у герцога Йоркского был силуэт дракона на предплечье - работа известного мастера тату Хоричо. Будущие цари и члены королевских семей охотно платили за услуги японских мастеров татуировки, чтобы внести в свою жизнь немного красок и восточной загадки.
В напряженный период, предшествовавший началу Второй мировой войны, татуировки не приветствовались, считались слишком легкомысленными или выражающими протест. Практика украшения тела сохранилась среди членов якудза, некоторых ремесленников и рабочих, но триумфальное возвращение татуировки произошло только после войны, когда якудза процветала, как никогда раньше, воспользовавшись хаосом в стране.