Когда-то все было просто – четыре позиции ручки переключения передач – P, R, N, D и если вовремя обслуживать, соблюдать несколько элементарных правил пользования – АКПП хлопот не доставит.
Однако конструкции все усложняются, количество режимов увеличивается, причем, учитывая и без того большие размеры и вес агрегата, за эти усовершенствования зачастую приходится платить надежностью. Тем не менее, при правильной манере езды и своевременном обслуживании коробка-автомат от хорошего производителя ходит не меньше 300 тысяч километров (а то значительно больше).
Как пользоваться «P» – паркингом? На нем автомобиль заводится и прогревается. Ни в коем случае нельзя пытаться тронуться на нем не выжав педаль тормоза. Еще одна ошибка – использовать режим «Р», как стояночный тормоз, особенно на уклоне. Лучше приучить себя к следующей последовательности действий – после полной остановки автомобиля вытянуть ручник, потом перевести селектор в режим «P», убрать ногу с педали тормоза и только потом выключить двигатель. Глушить двигатель в других режимах вредно для АКПП.
Режимом «P» также можно пользоваться и в долгой пробке.
С режимом «R» – реверс, все просто. Пользоваться только после полной остановки автомобиля. Впрочем, это и для «механики» само собою разумеется. Включать ее лучше на холостых оборотах, но допускается и чуть выше.
Режим «N» – нейтральная скорость. Считается, что он предназначен для буксировки автомобиля на «незначительные» расстояния, но позволю себе с этим не согласиться. Слишком обтекаемая формулировка «незначительные расстояния». Автомобили с АКПП буксировать нежелательно вообще, даже с включенным, как требуют инструкции, двигателем. Режим «N» - только чтобы оттолкать автомобиль буквально на десяток-другой метров.
Все остальное, к чему мы привыкли на «механике», к нейтральной скорости АКПП не подходит и вредно. Никаких «накатов», никаких стояний в пробке. Если есть опасение перегрева, лучше в пробке перейти в режим «P» , но не «N». Кому-то все это покажется перестраховкой, но не тому, кто хоть раз попадал на ремонт коробки-автомата.
Режимом «D» - драйв, понятное дело, мы пользуемся для движения. В этом режиме вредно: в начале движения отпускать педаль тормоза до того, как включилась первая передача, слишком часто давить «тапком в пол» для перехода на пониженную передачу, переходить на пониженную передачу на высокой скорости, перегревать коробку агрессивной ездой в жаркую погоду. В зимнее время АКПП, так же как и двигатель, нуждается в прогреве. Ну и, конечно, нужно соблюдать все рекомендации производителя.
Это что касается всех без исключения автоматических коробок. Однако в более современных АКПП имеются и другие режимы.
Режим «D3» - рекомендуется для езды в городских условиях, со скоростью до 80 км/ч.
Режим «S» - спорт. Это спортивный режим, при котором передачи переключаются на более высоких, чем в режиме «D» оборотах двигателя.
Режим «L» - понижающий, иногда обозначается цифрой «1» . Это режим предназначен для использования в тяжелых дорожных условиях, так как включает понижающие передачи не выше третьей. Используется на крутых подъемах или спусках, на гололеде и т.п.
Режим «2L», иногда обозначается «2» - понижает передачи не выше второй. Подходит для медленного движения по крутым подъемам и спускам.
Режим «W» - зима (от winter)может так же обозначаться снежинкой или Hold. Хорошо подходит для скользкой дороги, особенно при трогании с места, так как в этом режиме движение начинается со второй скорости.
Все АКПП имеют ручной режим управления, так называемый типтроник. Хорошо подходит для трассы, особенно для любителей агрессивной езды. Есть, правда, еще и любители переходить в этом режиме на первую передачу в городских пробках. Однако автору это кажется некоторым «извращением» - зачем нужна АКПП, если не в пробках?
Не всегда водители правильно пользуются АКПП, если застряли в грязи или снегу. Просто давить на газ, чтобы выехать с пробуксовками – это серьезная нагрузка, которая может привести к перегреву и поломке коробки. Если машина оснащена простым «автоматом» самое лучшее перейти на ручной режим и попытаться выехать на 1-й скорости, не допуская длительных пробуксовок.
Еще один важный момент – безотказная работа АКПП, даже простой, обеспечивается различными системами и датчиками автомобиля. Их некорректная работа так же может привести к преждевременному выходу из строя «автомата». Автору, например, причинил много неприятностей клапан холостых оборотов. Постоянные скачки оборотов двигателя едва не угробили надежную АКПП «сонаты» 2008 года.
В заключение нужно сказать, что современные АКПП оснащены различными электронными системами защиты (в народе «дуракоустойчивость»), но многое, по-прежнему зависит и от водителя. А ремонт автоматической коробки передач удовольствие далеко не из дешевых.