Найти в Дзене
Хэндмастер

Как не сломать автомобильную АКПП - частые ошибки водителей

Когда-то все было просто – четыре позиции ручки переключения передач – P, R, N, D и если вовремя обслуживать, соблюдать несколько элементарных правил пользования – АКПП хлопот не доставит. Однако конструкции все усложняются, количество режимов увеличивается, причем, учитывая и без того большие размеры и вес агрегата, за эти усовершенствования зачастую приходится платить надежностью. Тем не менее, при правильной манере езды и своевременном обслуживании коробка-автомат от хорошего производителя ходит не меньше 300 тысяч километров (а то значительно больше). Как пользоваться «P» – паркингом? На нем автомобиль заводится и прогревается. Ни в коем случае нельзя пытаться тронуться на нем не выжав педаль тормоза. Еще одна ошибка – использовать режим «Р», как стояночный тормоз, особенно на уклоне. Лучше приучить себя к следующей последовательности действий – после полной остановки автомобиля вытянуть ручник, потом перевести селектор в режим «P», убрать ногу с педали тормоза и только потом выклю
Селектор автомобиля "Хендай Соната" второго поколения
Селектор автомобиля "Хендай Соната" второго поколения

Когда-то все было просто – четыре позиции ручки переключения передач – P, R, N, D и если вовремя обслуживать, соблюдать несколько элементарных правил пользования – АКПП хлопот не доставит.

Однако конструкции все усложняются, количество режимов увеличивается, причем, учитывая и без того большие размеры и вес агрегата, за эти усовершенствования зачастую приходится платить надежностью. Тем не менее, при правильной манере езды и своевременном обслуживании коробка-автомат от хорошего производителя ходит не меньше 300 тысяч километров (а то значительно больше).

Как пользоваться «P» – паркингом? На нем автомобиль заводится и прогревается. Ни в коем случае нельзя пытаться тронуться на нем не выжав педаль тормоза. Еще одна ошибка – использовать режим «Р», как стояночный тормоз, особенно на уклоне. Лучше приучить себя к следующей последовательности действий – после полной остановки автомобиля вытянуть ручник, потом перевести селектор в режим «P», убрать ногу с педали тормоза и только потом выключить двигатель. Глушить двигатель в других режимах вредно для АКПП.

Режимом «P» также можно пользоваться и в долгой пробке.

С режимом «R» – реверс, все просто. Пользоваться только после полной остановки автомобиля. Впрочем, это и для «механики» само собою разумеется. Включать ее лучше на холостых оборотах, но допускается и чуть выше.

Режим «N» – нейтральная скорость. Считается, что он предназначен для буксировки автомобиля на «незначительные» расстояния, но позволю себе с этим не согласиться. Слишком обтекаемая формулировка «незначительные расстояния». Автомобили с АКПП буксировать нежелательно вообще, даже с включенным, как требуют инструкции, двигателем. Режим «N» - только чтобы оттолкать автомобиль буквально на десяток-другой метров.

Все остальное, к чему мы привыкли на «механике», к нейтральной скорости АКПП не подходит и вредно. Никаких «накатов», никаких стояний в пробке. Если есть опасение перегрева, лучше в пробке перейти в режим «P» , но не «N». Кому-то все это покажется перестраховкой, но не тому, кто хоть раз попадал на ремонт коробки-автомата.

Режимом «D» - драйв, понятное дело, мы пользуемся для движения. В этом режиме вредно: в начале движения отпускать педаль тормоза до того, как включилась первая передача, слишком часто давить «тапком в пол» для перехода на пониженную передачу, переходить на пониженную передачу на высокой скорости, перегревать коробку агрессивной ездой в жаркую погоду. В зимнее время АКПП, так же как и двигатель, нуждается в прогреве. Ну и, конечно, нужно соблюдать все рекомендации производителя.

Селектор простой коробки-"автомата"
Селектор простой коробки-"автомата"

Это что касается всех без исключения автоматических коробок. Однако в более современных АКПП имеются и другие режимы.

Режим «D3» - рекомендуется для езды в городских условиях, со скоростью до 80 км/ч.

Режим «S» - спорт. Это спортивный режим, при котором передачи переключаются на более высоких, чем в режиме «D» оборотах двигателя.

Режим «L» - понижающий, иногда обозначается цифрой «1» . Это режим предназначен для использования в тяжелых дорожных условиях, так как включает понижающие передачи не выше третьей. Используется на крутых подъемах или спусках, на гололеде и т.п.

Режим «2L», иногда обозначается «2» - понижает передачи не выше второй. Подходит для медленного движения по крутым подъемам и спускам.

Режим «W» - зима (от winter)может так же обозначаться снежинкой или Hold. Хорошо подходит для скользкой дороги, особенно при трогании с места, так как в этом режиме движение начинается со второй скорости.

Селектор современной АКПП
Селектор современной АКПП

Все АКПП имеют ручной режим управления, так называемый типтроник. Хорошо подходит для трассы, особенно для любителей агрессивной езды. Есть, правда, еще и любители переходить в этом режиме на первую передачу в городских пробках. Однако автору это кажется некоторым «извращением» - зачем нужна АКПП, если не в пробках?

Не всегда водители правильно пользуются АКПП, если застряли в грязи или снегу. Просто давить на газ, чтобы выехать с пробуксовками – это серьезная нагрузка, которая может привести к перегреву и поломке коробки. Если машина оснащена простым «автоматом» самое лучшее перейти на ручной режим и попытаться выехать на 1-й скорости, не допуская длительных пробуксовок.

Еще один важный момент – безотказная работа АКПП, даже простой, обеспечивается различными системами и датчиками автомобиля. Их некорректная работа так же может привести к преждевременному выходу из строя «автомата». Автору, например, причинил много неприятностей клапан холостых оборотов. Постоянные скачки оборотов двигателя едва не угробили надежную АКПП «сонаты» 2008 года.

В заключение нужно сказать, что современные АКПП оснащены различными электронными системами защиты (в народе «дуракоустойчивость»), но многое, по-прежнему зависит и от водителя. А ремонт автоматической коробки передач удовольствие далеко не из дешевых.