Правительство РФ готово поддержать инициативу об отмене обязательного техосмотра для личных автомобилей и мотоциклов. Об этом сообщил премьер-министр Михаил Мишустин. Он считает, что водители сами заинтересованы в безопасности своих транспортных средств, поэтому будет разумным дать им возможность самостоятельно контролировать их техническое состояние.
«Правительство поддержит эту инициативу. <...> Это освободит владельцев автомобилей, мотоциклов от часто излишней, а главное, порой неэффективной процедуры», — сказал глава правительства, комментируя доклад вице-премьера Марата Хуснуллина о продвижении законопроекта по отмене обязательного ТО для автомобилей.
Ранее владелец авто не мог приобрести полис обязательного автострахования ОСАГО без прохождения технического осмотра транспортного средства в авторизованном сервисе. Сейчас, с 22 августа 2021 года, эта норма отменена. Страховку можно купить и без предъявления диагностической карты о прохождении ТО.
Некоторые эксперты считают, что к смягчению закона об обязательном техосмотре привели два фактора. Во-первых, доля аварий, причиной которых стало плохое состояние узлов и агрегатов автомобиля, в России находится на уровне менее 0,1 процента (то есть в пределах статистической погрешности). Во-вторых, «по статистике и опросам, 85% автолюбителей его не проходили, а покупали. Это происходило на протяжении 30 лет, однако аварийность от этого не увеличивалась», сказал известный автоэксперт Игорь Моржаретто. По его словам, процедура инспекции технического состояния легковых машин давно превратилась в дополнительный сбор.
В проекте нового закона, отменяющего ТО, допускается, что автолюбители смогут обратиться за проведением технической инспекции в индивидуальном порядке по своему собственному желанию. Например, при перепродаже своего «железного коня». Однако вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин утверждает, что действия законодателей приведут к росту тарифов и ликвидации пунктов технического осмотра.
«Пункты техосмотра, которые занимаются транспортом обычных физлиц, просто закроются. Я на прошлой неделе поговорил с директорами 15 таких станций. Они все закрываются. Им уже неинтересно. А при перепродаже вам нужно будет пройти техосмотр. И физически поехать будет некуда. В Москве ещё шанс останется, но в малых городах выбора не будет вовсе», — поясняет Антон Шапарин.
«Сокращение числа пунктов ТО приведёт к тому, что коммерческий автотранспорт столкнётся с простой проблемой: где пройти техосмотр, — рассуждает адвокат по административным делам правового центра «Человек и Закон» Сергей Горшков. — Значит, мы будем наблюдать нехватку грузовиков, рост тарифов на такси и снижение количества автобусов и маршруток на рейсах. Тут впору говорить о провале реформы ТО. Нужно было снять избыточные требования к пунктам техосмотра и к автомобилям. Нужно было упростить доступ к этому рынку автосервисам и официальным дилерам. Можно сказать, что реформа ТО в РФ провалилась и теперь правительство просто пытается сделать хорошую мину, чтобы выйти из всего этого с минимумом репутационных потерь».