Где-то между двух двух озёр Святое и Дубовое на маленьком перешейки суши, образующим узкий полуостров находится урочище Ялмонть. Зная эти места, и на сколько сильно поднимается вода во время весенних паводков в голове не укладывается как можно было построить храм в этом месте прямо на берегу реки Пра.
Первые упоминания в писцовых книгах Владимирского уезда о погосте в Ялманской кромине с двумя деревянными церквями Николы Чудотворца и Святой Мученицы Параскевы Пятницы датируются 1637—1648 гг. В XVIII веке у Никольской церкви упоминается Ильинский придел. В 1754 году Никольская церковь сгорела, а в 1756 году храм Николая Чудотворца с Ильинским приделом был вновь отстроен и освящен. В 1858—1862 годах была построена новая деревянная церковь в честь Рождества Богородицы с приделом Иоана Предтечи. В 1863 году новая церковь была освящена. По данным 1890 года в состав прихода, кроме села, входили деревни: Князево, Воропино, Высоково, Высокорево, Казыкино, Дорофеево, Филелеево, Подсвятье, Горбушино, Филисово, Ханино, Ивановская, Евлево, Тюрвищи и Семеновская. В конце XIX — начале XX отстроена каменная церковь Николая Чудотворца с приделами Ильинским, Богородицерождественским, Собора Предтечи и Крещения Господня. Закрыта не позже 1930-х. В настоящее время церковь заброшена, трапезная разобрана. На сайте народного каталога православной архитектуры SOBORY.RU можно найти чудом уцелевшую фотографию как выглядела церковь Николая Чудотворца в 1930 году, а ознакомиться с подробным историко статистическим описанием села Ялмонти, Николаевской Церкви и прихода, Егорьевскаго уезда, Рязанской губерніи можно на сайте Клепиковского благочиния Касимовской Епархии.
Проехать до урочища Елмонть не составит никакого труда даже на недоприводе. От Москвы порядка 150-ти километров по хорошей асфальтированной магистрали. А на самой границе двух областей нужно свернуть в лес. Поездку лучше приурочить на утро пятницы или воскресенья, в субботу даже рано утром можно собрать все пробки аж до самого выезда из Гжели.
Указатель к Никольской церкви появился совсем недавно. Если не спешить, то лучше уделить этому мероприятию два дня: выехать в пятницу с ночёвкой, благо тому что рядом очень много мест, где можно поставить палатку. Вначале идёт грунтовая дорога, затем грубая щебенка, в конце песок, итого 4км. Дорога новая, по старой через Ханино-Дрошино давно никто не ездит, хотя надо будет как-нибудь пройти и по этому маршруту.
Ехать лучше осенью, когда лес начинает сбрасывать листья или ранней весной. Стоит учесть, что после сильных дождей некоторые участки могут быть трудно проезжаемы для недоприводов, хотя дорога к храму быстро просыхает, но не стоит сильно расстраиваться прогуляться пешком в сосновом лесу одно удовольствие.
Четыре километра сносной дороги, всё сосновым лесом и молодым густым ельником. Главное не забывать, что вы находитесь на особо охраняемой природной территории национального парка "МЕЩЕРСКИЙ". На территории которого необходимо строго следовать установленным правилам поведения. В пожароопасный период даже въезд на личном транспорте сюда строго ограничен, за чем следят сотрудники парка и предупреждают информационные щиты прямо на въезде в лес и неоднократно вдоль всей дороги.
Не доезжая пол километра до храма, деревья над вами смыкаются в арку. В этом месте невозможно не остановиться и прислушаться к обволакивающей тишине. Сама природа говорит о том, что здесь не принято нарушать тишину и будить спящих, ушедших в мир иной. По левую сторону от дороги находятся оградки действующего кладбища.
Зелень кустов расступается и на пригорке виднеется трёхъярусная мощная обезглавленная колокольня Никольской церкви, венчающая собой последний форпост Никонианцев в краю старообрядцев.
Все, что осталось от церкви напоминает людям о былом : здесь было богатое село с огромным приходом здесь жили люди, а стало Урочище-это место, которое покинули люди, а жаль красивые места- мещерский край, край комариный, болот и лесов о котором много писал Паустовский.
От некогда величественного храма осталась трёхъярусная мощная колокольня без купола, по северной и южной стороне которой видны остатки стен приделов. Сохранилась центральная часть церкви. Четыре высоких столба оглавий стоят над купольным сводом, окружая центральную башенку. Все столбы пятиглавия развенчаны.
Рядом высоченная труба церковной печи, что на мой взгляд не совсем характерно и свидетельствует о новых веяниях в православной архитектуре конца XIX-века.
На внутренних стенах храма ещё угадываются остатки фресок. Можно увидеть царицу Елену, князя Владимира и царя Константина.
Внутри колокольни, лицом к входу, написаны эпизоды притчи «о мытаре и фарисее». Над выходом из колокольни в центральную часть храма изображён Николай Чудотворец (весь исчерченный слегами самодельной лестницы, приставленной местными богомольцами для возжигания висящей над сводом лампады). На боковых стенах при входе удивительным образом уцелела роспись по штукатурке, символизирующая силу животворящего креста Господня.
Храм стоит на пригорке. По обеим сторонам его – пустошь, с ямами, оставшимися от погребов ныне несуществующих домов. По разные стороны храма можно найти вросшие в землю валуны, у старообрядцев так было принято придавать земле тела усопших.
Только значительно позже появились более традиционные надгробия из белого камня с нанесёнными на их поверхности эпитафиями. В старину, да и сейчас то же, самых именитых и богатых людей хоронили возле церквей. Хоронили в золотом шитье, если то приличествует их сану или званию. Нынешнее поколение не гнушается использовать их по новому назначению. Так уж устроен мир. Храмы разбирали на камни, из них строили дворцы культуры, а из могильных надгробий делали бордюры.
На самом верхнем уровне церковной колокольни свила гнездо пара воронов, и они словно духовники храма зловеще каркают на припозднившихся путников.
Спокойствие усопших оберегают величественные хранители снов.
В 1970 году закрылась начальная школа в с.Ялмонть. И по воспоминаниям местных жителей именно тогда к уже закрытой церкви подъехал грузовик с группой людей. Покопались они там пол дня, и уехали нагруженными, шугнув грозным окриком человека в штатском любопытных селян.
Внизу под сводами алтаря местные жители устроили импровизированный жертвенник для совершения ритуальных жертвоприношений.
При обустройстве любого храма непременно устанавливали его важнейшую часть – алтарь. Этот символичный престол является главным атрибутом церкви и богато украшается иконами, росписями, резьбой. В центре алтарного помещения устанавливают квадратный стол (престол), где раскладывают Священное Писание, крест, дароносицу и другую церковную утварь.
Основное назначение алтаря – проведение различных религиозных обрядов. Он считается сакральным местом, где во время литургии верующим являются сам Господь и Сын Божий.
Не стоит забывать, БОГ нас спасёт, только не надо ему мешать. Здесь каждый должен сам решать верит ему или не верить. Можно копаться в прошлом, а можно ценить настоящее, занимаясь более приятными вещами. К сожалению сейчас как и в стародавние времена принято переписывать историю, навязывая новую идеологию.
Выходя наружу, я совершаю некий крестный ход вокруг храма, отдавая последние почести всем святым.
Порой темнеет как ночью, словно небеса провалились под землю. Комары взбесились хуже настоящих упырей. Дождь заливает глаза и фотоаппаратуру. Я не знаю что мне делать, толи отмахиваться от кровососущих монстров, толи протирать объектив камеры. Буквально на мгновение проглядывает солнце.
Я уже было хотел уехать, но всё-таки дошел до берега реки. Здесь очень удачное место для будущего сплава. Машину можно оставить прямо у кромки воды. Даже каяк можно не брать, здесь полно аутентичных плавсредств. Даже дети в школу из Подсвятья переправлялись на лодках . Все с раннего детства в лодке-долбленке чувствовали, как дома, ведь без лодки никуда.
Время поджимает, нам ещё надо посетить несколько не менее интересных мест.
Не стоит оборачиваться назад там все без изменений.
Если вам понравилось наше повествование и вы хотите узнать куда мы поехали ещё, ставьте 👍, вам не трудно, а нам приятно.