Найти тему
Логопед дает совет

Как родителям учить стихи с детьми даже с задержкой речи

Оглавление

Много стихов знает ваш ребенок? Насколько легко он их заучивает? Сколько времени вам нужно, чтобы выучить короткое стихотворение? Бывают при разучивании перестановки слов в строчках? Ваш малыш не может рассказать две строчки Деду Морозу? Если все это вас беспокоит и вы уже опустили руки, то эта статья именно для вас.

Фото из свободных источников Яндекс
Фото из свободных источников Яндекс

Знание стихотворений может служить хорошим тестом для проверки уровня развития речи ребенка. Закономерность простая: если ребенок знает много стихотворений, значит у него хорошо развита память и внимание, а следовательно и речь.

Существует и обратная зависимость: стихи в полной мере развивают интеллект и речь.

Для чего нужно учить стихи

Стихи мощно развивают речевые компоненты:

1. Фонематический слух. Стихи приучают ребенка к активному прислушиванию к речи, что развивает способность к различению на слух сходных звуков.

2. Чувство ритма и умение пользоваться речевым дыханием, что очень важно для развития речи ребенка. Ведь наша речь по своей природе ритмична.

3. Словарный запас. В каждом, пусть даже коротком двустишии, есть слова, которые мы не часто используем. Объясняя их ребенку мы вводим их в пассивный и активный словарь.

4. При чтении и заучивании стихов ненавязчиво формируется грамматический строй речи.

5. Стихи насыщены порой непривычными речевыми оборотами, которые ребенок потом сможет использовать в свободной речи.

Кроме того, в отличие от логических игр, которые развивают только левое полушарие, стихи активизируют межполушарное взаимодействие.

Благотворно они влияют и на эмоциональное развитие ребенка. Даже короткие детские стишки наполнены простыми детскими эмоциями радости, грусти, переживаний, страхов и взаимопомощи.

В 3-4 года у детей активно развивается память, поэтому в этом возрасте можно и нужно заучивать короткие двустишия или четверостишия, а затем постепенно увеличивать объем.

Как учить стихи с детьми

Учить стихи нужно, даже если у ребенка явные проблемы с речью.

Если малыш плохо говорит, ему подойдут короткие стихотворные формы, например:

Ди-ди-ди, к нам иди.

Ду-ду-ду, я иду.

Ок-ок-ок, у Тани сок.

Вместо «Тани» подставьте другое имя ребенка или просто слово «мама», тогда стихотворение станет малышу ближе.

Повторяйте стихотворение ярко, эмоционально, несколько раз. Работе над стихотворной формой уделяйте 1-2 минуты. Возвращайтесь к одним и тем же строкам неоднократно. Перед последним словом в строчке останавливайтесь, ждите и показывайте ребенку, что он должен досказать словечко сам.

Как только появится договаривание последнего слова в строчке, не забудьте похвалить ребенка. Продолжайте наполнять пассивную речь ребенка стихотворными строками. Когда-нибудь стихи обязательно перейдут и в активный словарь.

Приемы запоминания стихов

1. Для эффективного запоминания используйте прием сопряженных действий:

  • хлопайте в ладоши в такт стихотворения;
  • «дирижируйте» невидимым оркестром;
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
  • поочередно сгибайте-разгибайте кулачки;
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой

  • сгибайте-разгибайте руки в локтях, как роботы;
  • шагайте с высоко поднятыми коленями;
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой
  • ритмично отбивайте фитбол или мяч рукой или имитируйте это движение;
  • повторяйте стихотворение, ритмично подпрыгивая на фитболе;
  • раскачивайтесь на балансире;
  • наконец, показывайте все, о чем говорится в стихотворении, как драматические артисты. Все это поможет ребенку впоследствии вспомнить заученные строчки.

2. Для быстрого запоминания используйте мнемотехнику: делайте к каждой строчке стихотворения рисунок-схему, опираясь на которую ребенок может вспомнить стихотворение.

Приведу пример:

У Сени и Сани судак в сметане.

А соседская киска будет есть сосиски.

Смотрите на рисунок-схему на фото.

Рисунок автора
Рисунок автора

К каждому стихотворению можно рисовать подобные картинки или пиктограммы.

В своем блоге я уже давно провожу пальчиковую гимнастику, которая сопровождается стихами. Там я стимулирую малышей к повторению и заучиванию стихов.

С завтрашнего дня решила ввести в помощь родителям новую рубрику #учимстихи Присоединяйтесь к новому проекту.

Ставьте 👍, делитесь публикацией и пишите комментарии под статьей. Поддержите автора своей реакцией.

С вами была логопед высшей категории Елена Альбертовна Перегудова.