Много стихов знает ваш ребенок? Насколько легко он их заучивает? Сколько времени вам нужно, чтобы выучить короткое стихотворение? Бывают при разучивании перестановки слов в строчках? Ваш малыш не может рассказать две строчки Деду Морозу? Если все это вас беспокоит и вы уже опустили руки, то эта статья именно для вас.
Знание стихотворений может служить хорошим тестом для проверки уровня развития речи ребенка. Закономерность простая: если ребенок знает много стихотворений, значит у него хорошо развита память и внимание, а следовательно и речь.
Существует и обратная зависимость: стихи в полной мере развивают интеллект и речь.
Для чего нужно учить стихи
Стихи мощно развивают речевые компоненты:
1. Фонематический слух. Стихи приучают ребенка к активному прислушиванию к речи, что развивает способность к различению на слух сходных звуков.
2. Чувство ритма и умение пользоваться речевым дыханием, что очень важно для развития речи ребенка. Ведь наша речь по своей природе ритмична.
3. Словарный запас. В каждом, пусть даже коротком двустишии, есть слова, которые мы не часто используем. Объясняя их ребенку мы вводим их в пассивный и активный словарь.
4. При чтении и заучивании стихов ненавязчиво формируется грамматический строй речи.
5. Стихи насыщены порой непривычными речевыми оборотами, которые ребенок потом сможет использовать в свободной речи.
Кроме того, в отличие от логических игр, которые развивают только левое полушарие, стихи активизируют межполушарное взаимодействие.
Благотворно они влияют и на эмоциональное развитие ребенка. Даже короткие детские стишки наполнены простыми детскими эмоциями радости, грусти, переживаний, страхов и взаимопомощи.
В 3-4 года у детей активно развивается память, поэтому в этом возрасте можно и нужно заучивать короткие двустишия или четверостишия, а затем постепенно увеличивать объем.
Как учить стихи с детьми
Учить стихи нужно, даже если у ребенка явные проблемы с речью.
Если малыш плохо говорит, ему подойдут короткие стихотворные формы, например:
Ди-ди-ди, к нам иди.
Ду-ду-ду, я иду.
Ок-ок-ок, у Тани сок.
Вместо «Тани» подставьте другое имя ребенка или просто слово «мама», тогда стихотворение станет малышу ближе.
Повторяйте стихотворение ярко, эмоционально, несколько раз. Работе над стихотворной формой уделяйте 1-2 минуты. Возвращайтесь к одним и тем же строкам неоднократно. Перед последним словом в строчке останавливайтесь, ждите и показывайте ребенку, что он должен досказать словечко сам.
Как только появится договаривание последнего слова в строчке, не забудьте похвалить ребенка. Продолжайте наполнять пассивную речь ребенка стихотворными строками. Когда-нибудь стихи обязательно перейдут и в активный словарь.
Приемы запоминания стихов
1. Для эффективного запоминания используйте прием сопряженных действий:
- хлопайте в ладоши в такт стихотворения;
- «дирижируйте» невидимым оркестром;
- поочередно сгибайте-разгибайте кулачки;
- сгибайте-разгибайте руки в локтях, как роботы;
- шагайте с высоко поднятыми коленями;
- ритмично отбивайте фитбол или мяч рукой или имитируйте это движение;
- повторяйте стихотворение, ритмично подпрыгивая на фитболе;
- раскачивайтесь на балансире;
- наконец, показывайте все, о чем говорится в стихотворении, как драматические артисты. Все это поможет ребенку впоследствии вспомнить заученные строчки.
2. Для быстрого запоминания используйте мнемотехнику: делайте к каждой строчке стихотворения рисунок-схему, опираясь на которую ребенок может вспомнить стихотворение.
Приведу пример:
У Сени и Сани судак в сметане.
А соседская киска будет есть сосиски.
Смотрите на рисунок-схему на фото.
К каждому стихотворению можно рисовать подобные картинки или пиктограммы.
В своем блоге я уже давно провожу пальчиковую гимнастику, которая сопровождается стихами. Там я стимулирую малышей к повторению и заучиванию стихов.
С завтрашнего дня решила ввести в помощь родителям новую рубрику #учимстихи Присоединяйтесь к новому проекту.
Ставьте 👍, делитесь публикацией и пишите комментарии под статьей. Поддержите автора своей реакцией.
С вами была логопед высшей категории Елена Альбертовна Перегудова.