***
Не прощающий. Бенедикт Камбербэтч в психологическом вестерн-триллере.
(The Power of the Dog, 2021, США и др.)
Вы меня знаете (ну по крайней мере многие) - я человек простой и профессии кинокритика не обучен. Поэтому и не пишу рецензий, для чего, к слову, специальное образование надо. Я же лишь что вижу на большом экране, о том и пою. Акомпанируя себе на бубне и приплясывая в такт.
Вот почему, пока солидные искусствоведы начнут с порога вещать вам обо всех достоинствах и подтекстах "Власти пса", я перво-наперво вас предостерегу: это кино - не тот вестерн, который мы так чаяли наконец-то увидеть в 2021-м году.
Увы! И не потому что действие в нем происходит в 1920-х - практика показала, что и в рамках данной эпохи можно снимать крутые вестерны. А потому что новая картина новозеландской оскароносной бабушки Джейн Кэмпион ("Пианино", 1992) - прежде всего психологический триллер тончайшей выделки. Затем - мрачная семейная драма. И лишь в третью очередь вестерн. Да и то - лишь по месту действия и занятию его героев, ковбоев на рачно у подножия Скалистых гор, штат Монтана.
Ещё нюанс: о том, что вы смотрели именно триллер, вы поймете лишь в финале. Тогда, когда все нити в нём свяжутся и мотивы кое-кого из ключевых героев вылезут наружу. Однако до той поры он будет старательно прикидываться драмой. А с определенного момента - не просто драмой, а... как бы это дипломатичнее сказать...
...Короче говоря: историей про ковбоев, очень похожей на ту, что в 2005-м снял Энг Ли и получил за нее три Оскара.
Ну, ту самую, где покойный Хит Леджер и ныне здравствующий Джейк Джилленхолл мимрно общались на вершине горы, названной в честь кита вида Megaptera novaeangliae.
Причем "особая" гора во "Власти пса" тоже есть. И есть ковбой, желающий пообщаться на ней с другими ковбоями отнюдь не на тему сельского хозяйства. И есть Бенедикт Камбербэчт, коему прежде доводилось играть такие роли, пусть и не ковбойские...
...Эй-эй, постойте, куда же вы уходите? Не спешите с выводами - я ведь еще недорассказал!
Однако не так проста бабушка Джейн Кэмпион, как может показаться при взгляде на её новое творение!
Потому что учить нас новой прогрессивной морали она даже не собиралась. Ни разу и ни в одном глазу.
Более того, нетрадиционные ковбойские ценности она использует для прямо противоположных целей. Затем чтобы усилить оттакливающий образ главгероя Фила, и это у нее отлично получается. В том числе и у Камбербэтча, сыгравшего тут одного из самых неприятных персонажей за всю свою карьеру. Тогда как все остальные герои вынуждены страдать от его эскапад, причем абсолютно немотивированных.
Итак, жили-были два брата, но не акробата, а крупных фермера - Фил и Джордж (Джесси Племонс). И было у них в Монтане настолько крутое ранчо , что одной "ковбойской" пехоты там работал аж целый взвод. Грубоватый Фил тоже работал "в поле" и принимал ванну раз в пятилетку, а интеллигентный Джордж - в бухгалтерии и обожал, как сказал бы классик, "мыло душистое и полотенце пушистое". За что Фил, благоухая отнюдь не фиалками, все время на него ругался. Ибо дюже вредный он был по жизни, ничего не попишешь.
И уж точно Фил не стал приятнее - и опрятнее, - когда однажды Джордж женился на Роуз (Данст). После чего Фил нет бы порадоваться за брата - наоборот, вконец на всех разобиделся. И стал вести себя уже как полная редиска в режиме 24/7. То есть днем, ночью, по будням, в выходные, праздники и даже в священный для всех ковбоев день - День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Не знаю, как в книге, по которой делалось кино ("The Power of the Dog, 1967, авт. Томас Сэвидж), но здесь морально-психологический и бессмысленный гнёт Фила домочадцев вскоре начал приносить свои ягодки. И явно не те, из которых хотелось бы сварить компот.
Как бы то ни было, но компот был сварен и отведать его предстояло всем без исключения. А вот кому какой ложкой - тут время покажет...
***
В общем, надеюсь, я указал на все подводные камни "Власти пса", чтобы вы ненароком о них не ушиблись. Потому что его история, хоть и сугубо "бытовая", но все равно интересная, красиво снятая, эмоционально напряженная и с непредсказуемой развязкой.
И уж точно она не равняется на "тот самый" фильм Энга Ли, как можно ошибочно подумать, когда бабушка-режиссер Джейн решит обыграть данную тему, но по-своему, с хитрецой.
Впрочем, рекомендовать её картину поклонникам вестернов тоже не рискну - пусть сами решают, как им с нею быть. Ибо ничего "вестернового" кроме антуража здесь нет, и случиться эта драма могла где угодно и с кем угодно, не обязательно в "ковбойских" реалиях.