Найти тему
Учитель гармонии

"А я хочу просто петь..." О принятии теоретических дисциплин разными студентами музучилища

На канале имеется в меру жизнелюбивая байка "Приключения увеличенной терции..." Я не рискую её подробно пересказывать - но суть, вкратце, в неуклонном, "концентрическом" усложнении интервальной темы ЭТМ. Девственной чистоты младшеклассное утверждение о том, что "кварты бывают только чистые", на поверку оказывается первостатейной ложью - и осознаётся это всего за несколько лет. Подобные процессы чреваты многими разочарованиями, если ученик морально не готов к восприятию расширенной версии.

Взяв новую группу первокурсников, я люблю невзначай протестировать ребят на предмет относительной психологической зрелости. Беседа о многообразии диатонических и хроматических интервалов становится, в этом случае, моим инструментом: она позволяет выявить логически мыслящих юных студентов. Обозначаются, к сожалению, и те, кто всего лишь заучивает и репетирует по шаблону, не вкладывая в то глубоких обобщающих смыслов.

В нынешнем сезоне у меня две контрастных команды "первачков". Пианисты включились в дело с жаром, восприняв все вводные квесты стоически-увлечённо, подтвердив свой интерес качественными домашними работами. Действительно, и как они раньше жили без дважды уменьшённых октав?

Что до вокального отделения (а это, стартово, высокая самооценка молодых музыкантов) - ребята были смущены и растеряны, когда преподаватель посмела поколебать их безмятежность. Некоторые шустро сообразили, что горевать - себе дороже, и перестроились на заинтересованный лад. Нелегко установить гармоничный климат в вокальной группе, где уровень подготовки ребят традиционно разнится.

- А я хочу просто петь! - печально заметил 18-летний Арсений с последней парты. - Скажите, а у меня будет такая возможность в училище?

Интересный вопрос, как его ни разворачивай.

Одному "просто петь" на первом курсе, другому "просто играть" на четвёртом... Всех видно, все как на ладони. И нет, таких ребят не большинство.

Мне посчастливилось, исторически, из года в год тянуть спецкурсы у теоретиков, а их мотивация в сольфеджио и гармонии исключительна. Не отстают и многие инструменталисты, грамотно расставившие приоритеты, не по-детски организованные, любознательные и креативные.

На августовском педсовете прозвучала простая, но очень ёмкая мысль нашего уважаемого директора:

- Нынче в консерваторию поступают "многоборцы"!

Ответственность педагога-теоретика велика. Сначала - убедить, затем - увлечь. Научить - само собой разумеется.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц