Найти в Дзене
Мал музей, да дорог

Первый директор

Как правило, музеи создаются в городах, имеющих достаточно богатую историю. В городе Кирово-Чепецке получилось иначе. Городу едва исполнилось пять лет, как открылся краеведческий музей. И это не было случайностью. Люди, стоявшие у истоков музея, понимали, что история города, несмотря на его малый официальный возраст, уходит корнями в далёкое прошлое. И сохранить историческую память о людях, живших в устье Чепцы не одно столетие, было главным долгом первых музейных работников нашего города. Официальная история музейного строительства в Кирово-Чепецком районе насчитывает 60 лет. Однако за столь короткий период, созданный в 1960 году, Кирово-Чепецкий краеведческий музей сумел не только перейти из разряда общественных в категорию государственных, но стал одним из лучших среди муниципальных музеев Кировской области. Открытие в Кирово-Чепецке краеведческого музея состоялось 25 августа 1960 года. Инициатором его создания был директор химзавода Я.Ф.Терещенко. Невольно поражаешься дальновидност

Как правило, музеи создаются в городах, имеющих достаточно богатую историю. В городе Кирово-Чепецке получилось иначе. Городу едва исполнилось пять лет, как открылся краеведческий музей. И это не было случайностью. Люди, стоявшие у истоков музея, понимали, что история города, несмотря на его малый официальный возраст, уходит корнями в далёкое прошлое. И сохранить историческую память о людях, живших в устье Чепцы не одно столетие, было главным долгом первых музейных работников нашего города.

Официальная история музейного строительства в Кирово-Чепецком районе насчитывает 60 лет. Однако за столь короткий период, созданный в 1960 году, Кирово-Чепецкий краеведческий музей сумел не только перейти из разряда общественных в категорию государственных, но стал одним из лучших среди муниципальных музеев Кировской области.

Открытие в Кирово-Чепецке краеведческого музея состоялось 25 августа 1960 года. Инициатором его создания был директор химзавода Я.Ф.Терещенко. Невольно поражаешься дальновидности и прозорливости этого человека, который в то далёкое время думал не только о развитии города, но и о сохранении его истории. Именно Яков Филимонович в конце 1950-х годов предложил вышедшему на пенсию Николаю Антоновичу Соболеву организовать в городе музей. И не ошибся в своём выборе.

Николай Антонович Соболев родился в 1893 году в деревне Ижгора Олонецкой губернии. Окончив 4 класса сельской школы, ушёл работать к местному лесопромышленнику Лебедеву. В сентябре 1914 года был призван на военную службу. Участник революционных событий 1917 года в Петрограде. В качестве делегата участвовал в работе первого Всероссийского съезда крестьянских депутатов в ноябре 1917 года и третьего съезда Советов в январе 1918 года, с докладами на которых выступал В.И.Ленин. Был председателем Пудожского уездлескома Олонецкой губернии. В 1927 году поступил на работу в «Экспортлес», где трудился до эвакуации в Кировскую область в 1941 году. С октября 1941 года в течение пяти лет работал на Кирово-Чепецком химзаводе в должности начальника лесозавода. В октябре 1946 года был назначен начальником жилищно-коммунального отдела. В конце 50-х годов по предложению директора химзавода Я.Ф.Терещенко приступил к созданию городского краеведческого музея.

К новому для себя делу Николай Антонович отнёсся с большой ответ-ственностью, как всегда относился к любой работе. Немало окрестных деревушек объездил будущий директор в поисках экспонатов для музея. Но километры просёлочных дорог, ухабистых и порой непроезжих, не стали ему в тягость. Ведь в каждом селении его ждало открытие. Будь это старая вещь, извлечённая хозяином дома из сундука, или просто услышанная в рассказе местного старожила любопытная история.

Особенно поразила его легенда, не раз слышанная им от коренных жителей. Предание гласило, что во время монголо-татарского нашествия на высокой горе в деревне Северюхи произошла большая битва. Столкнулись в ней вятские дружинники и пришедшие сюда татары. Погибших русских воинов вместе с оружием похоронили в большой братской могиле, а татар прогнали до деревни Утробино и утопили всех до единого в озере. и по сию пору носящего название Поганик. Николай Антонович решил на месте предполагаемого боя провести археологические раскопки. За помощью обратился в Москву, в институт археологии. Но получил отказ.

Тогда Соболев с такими же энтузиастами как он сам, заручившись согласием главного археолога Кировской области Стефановой, провели раскопки своими силами. Результаты окрылили директора и его соратников. 7 декабря 1961 года состоялось заседание Совета Кирово-Чепецкого краеведческого музея. Посвящалось оно итогам археологических раскопок. Собравшиеся решили увековечить память о происшедшем много лет назад историческом событии. Планировалось установить на месте захоронения русских воинов бетонный памятник, зарегистрировать и занести в список исторических мест Кировской области само событие и место, где оно свершилось.

Николай Антонович Соболев был настоящим патриотом города, человеком искренне влюблённым в своё дело. Его как никого другого тревожило, что музей ютится в крохотном полуподвальном помещении. В 1964 году в письме первому секретарю горкома КПСС Мусохранову Ю.П. он пишет: «Неоспоримо, что в музее посетитель быстро охватывает какую-то область его интересов, на что потребовалось бы найти и прочитать несколько томов книг и то лишь мысленно можно представить себе из книг: животных, вещи, события. Наш музей ведёт огромную культурно-просветительную и учебно-воспитательную работу. Это видно из посещения музея, в день – до семисот человек… Но тесное помещение музея не позволяет поместить более сорока человек в одну комнату. Я обращаюсь к Вам с просьбой – узнать хотя бы когда можно ожидать расширения помещения музея, но желательно среди существующих школ по проспекту Мира».

Прошли десятилетия, прежде чем мечта первого директора стала явью.