Во всём мире нашу страну узнают по традиционным атрибутам. Но многие из нас не догадываются, что валенки, кокошники и даже Вологодское кружево имеют иностранные корни.
Кокошник
Традиционный головной убор русских женщин, кажется, присутствовал в жизни нашего народа с незапамятных времён. Но археологам удалось установить, что этот предмет гардероба пришёл из Византии. Самые древние образцы нашли при раскопках на Таманском полуострове, где располагалась греческая колония.
В Византии они назывались "тиарами", были сделаны из драгоценных камней и золота. А на Русь попали примерно к X веку. Интересно, что в каждом регионе страны были свои модели кокошников.
Шапка-ушанка
Неужели и этот предмет русского гардероба был заимствован? Оказывается, что подобные шапки существовали в быту киргизов, монголов и башкир. Их "ушанки" закрывали уши и щёки и подходили для любых погодных условий.
Выглядели древние шапки-ушанки, конечно, иначе, чем традиционные русские. У нас они меховые, а изначально производились из войлока.
Самовар
Мы хоть и считаем родиной самоваров Тулу, оказалось, что такие приборы были известны ещё в Древнем Китае и Иране. В Античной Греции тоже существовали свои "самовары". А в истории России первые самовары начали упоминаться в источниках XVIII века.
Оказалось, что производство самоваров — дело прибыльное. Приборы пользовались спросом. А дворяне и аристократы имели дома самовары из серебра.
Валенки
История валенок насчитывает более 1500 лет. И первыми их придумали евразийские кочевники. А на Русь эта удобная зимняя обувь пришла от монгольских и тюркских племён, в эпоху Золотой Орды.
Интересно, что повсеместно валенки стали носить только в XIX веке. А до этого их могли позволить себе только зажиточные люди.
Вологодское кружево
Умелые мастерицы прославили Вологду своими кружевными изделиями. Это изящное искусство появилось в нашей стране в XVI веке, но зародилось в Западной Европе. Родиной кружева признаны Фландрия и Италия, а у нас на поток кружевоплетение поставили помещики.
Под влиянием европейцев, они просили крепостных крестьянок украшать кружевом подушки и скатерти. А в XVIII веке в Петербурге открыли школу. В ней крестьянок обучали мастерству рукоделия.
Гжель
О происхождении гжели спорят до сих пор. Уж очень она похожа на древнекитайскую керамику, арабские мотивы и уникальное португальское искусство азулежу. Существовала бело-голубая роспись и в Голландии. А эта страна, как вы помните, часто была образцом для подражания.
Считается, что Пётр I именно во времена учёбы в Голландии приметил для себя красоту изразцов и решил позаимствовать.
Как показывает история, народы могут многому друг у друга учиться.