Гениальный танцовщик Вацлав Нижинский прошёл путь от солирования в Русском балете Дягилева до помутнения рассудка. Он был эксцентричным и смелым, но не выдержал испытания собственной гениальностью.
Талант по наследству
Вацлав Нижинский появился на свет в Киеве, в 1889 году. Он происходил из польской семьи: отец Томаш служил первым номером в балете, мать Элеонора была солисткой. У них было трое детей, и всех с самого раннего детства приучали к танцам. Позже Вацлав с сестрой Брониславой будут танцевать на одной сцене как балетная пара.
Первый фурор Нижинский произвёл, когда в пятилетнем возрасте вышел на сцену Одесского оперного театра и станцевал гопак.
Когда отец лишился работы, маленький Вацлав помогал ему зарабатывать на жизнь: они ездили в Нижний Новгород и даже в Финляндию на гастроли. Там отец Нижинского повстречал молодую танцовщицу и ушёл к ней.
Мать Вацлава отправилась с тремя детьми в Петербург, где талантливого Нижинского сразу приняли в балетное училище.
Уволен по требованию императора
Ещё до выпуска из училища Нижинский блистал в показательных выступлениях. О нём говорила пресса, отмечая лёгкость и исключительные данные. Всё бы ничего, но уже в подростковом возрасте у Вацлава были проблемы с душевным здоровьем. Скорее всего, наследственные. Но тогда на особенности поведения не обратили серьёзного внимания.
В 1907 году Вацлава приняли в Мариинский театр. 18-летний танцовщик почти сразу стал премьером театра и выступал с легендарными Анной Павловой и Матильдой Кшесинской. Павлова не одобряла, что Нижинского вызывают на поклон чаще, чем её. А Кшесинская была ярой противницей Вацлава. Когда выдался случай, она приложила руку к гонениям на Вацлава.
Случилось это в 1911 году. Карьера Нижинского шла в гору. Но в балете "Жизель" он неожиданно вышел на сцену в одном трико. По тем временам поступок очень эпатажный. В зале присутствовала императрица Мария Фёдоровна, которая недоумевала. А Кшесинская, в числе многих, стала добиваться увольнения Нижинского из театра.
По распоряжению царской семьи и к радости Кшесинской гениального Вацлава оставили без работы.
Эпоха "Русских сезонов": признание и изгнание
Но долго оставаться без дела Нижинскому не пришлось. Под своё крыло его взял Сергей Дягилев, создатель знаменитых "Русских сезонов". Об их личных отношениях говорить не будем, но для парижской публики в качестве ведущего солиста Нижинский солировал до 1913 года. Параллельно он пробовал себя как хореографа.
В Париже зрители были в восторге от Вацлава. Помимо драматического таланта танцовщик обладал экзотической внешностью, был склонен к эпатажу и новаторству. Его высокие прыжки, во время которых Нижинский парил в воздухе, заставляли публику аплодировать стоя.
Никаких денег от Дягилева Вацлав не получал, в отличие от других артистов. Дягилев оплачивал расходы своего фаворита, и тем самым мог его контролировать.
В 1913 году "Русские сезоны" гастролировали в Латинской Америке. На корабле Вацлав встретил венгерскую аристократку Ромолу Пульскую. Оказалось, что она уже давно была поклонницей танцовщика.
Едва сойдя на землю, Вацлав в тайне от всех женился на Ромоле. Дягилев сразу положил конец карьере Нижинского, и последний оказался в непростом положении.
Последний танец гения
В дальнейшем у Вацлава и Ромолы появятся дочери: Тамара и Кира. А вот в карьере началась полоса неудач. Он пытался гастролировать со своими постановками и даже собрал команду артистов. Но ничего, кроме финансовых проблем, эта затея не принесла. А душевное расстройство Нижинского снова дало о себе знать: причём в более серьёзных масштабах.
В 1917 году Нижинский в последний раз вышел на сцену. А потом перебрался с семьёй в Швейцарию. Вдохновлённый временным возвращением на сцену, он написал книгу и начал придумывать свою систему танца. Но вскоре оказался на лечении: все последующие годы Нижинский будет бороться со своим помутнением рассудка.
Гениальность оказалась для Вацлава слишком неподъёмной ношей. Ещё вчера все им восхищались, а сегодня он переживал забвение.
В 1945 году танцующего Нижинского заметили среди советских солдат в Вене. Вацлав с большой радостью общался с ними на русском, хотя до этого долгое время вообще испытывал трудности с речью.
Тот, кого называли "восьмым чудом света", покинул мир в 1950 году. Ему был 61 год. А на месте последнего пристанища Вацлава Нижинского появилась бронзовая скульптура грустного шута Петрушки, партию которого он когда-то исполнял.
Говорят, мир балета всегда связан с закулисными интригами. А вы согласны с этим мнением?
Делитесь в комментариях и ставьте 👍 , если было интересно.