Начало осени в нашем городе ознаменовалось неприятным скандалом, невольным свидетелем которого я стала. Честно говоря, мне не особо хотелось об этом писать и нарываться на пышущие злобой комментарии зоошизы, но если все будут думать только о том, чтобы не нарваться на оскорбления, ситуация в данном вопросе будет только приобретать всё более уродливые формы, а лично меня будет грызть совесть за то, что промолчала.
***
В один из дней одна из моих молодых сотрудниц пришла на работу, мягко говоря, со следами недавних слёз на лице, а точнее, они блестели в её не накрашенных глазах, готовые вот-вот разразится водопадом.
- Что случилось, Света? – осторожно спросила я.
- Наш Пушок пропал, - сдавленно пробормотала Светлана, и водопад из слёз всё-таки покатился по её лицу.
- Как пропал?!
- Пошёл, как обычно, встречать меня на остановку после работы и пропал…
Надо сказать, что Светланиному Пушку уже десять лет. Света совершенно случайно обнаружила его ещё слепым котёнком в одном из мусорных баков большого города N, когда училась на пятом курсе университета. Она выходила котёнка и привезла домой после окончания учёбы. Естественно, Пушок был к ней привязан не хуже верной собаки. Живут они в старых двухэтажных домах с уютными полузакрытыми зелёными двориками, где все друг друга знают уже не в первом поколении, и все котики жильцов всегда спокойно гуляют во дворе, когда хотят. Многочисленные бабульки (дома-то старые) чинно восседают на лавочках, всё видят, всё слышат, всё знают. Троллейбусная остановка, на которую приезжает Света, расположена сразу за двором, ну, буквально метров в 15-20 от выхода. Пушок встречал Свету уже не первый год, встречал всегда: летом в жару, когда раскалённый асфальт припекал лапки, осенью в дождь (котик сидел, нахохлившись, под навесом), зимой в снег и мороз (Света клала под скамейку кусок картона, чтобы лапы не стояли на снегу). В общем, помешать Пушку не могло ничто и никто (когда приходило время, кот отчаянно начинал орать и драть когтями входную дверь, требуя немедленно его выпустить).
- Вчера мама в пять часов, как обычно, выпустила Пушка, который уже мяукал под дверью, - всхлипывала Света, - соседки, что сидели на лавочках, видели, как он не спеша пошёл со двора, а когда я вышла из троллейбуса, то Пушка на остановке не было. Я ещё так удивилась, поискала его глазами, и побежала в садик за Артёмкой, думала, может котик там. Мы ведь почти всегда в сад сразу идём, у мамы ноги болят… Но и возле детского сада Пушка не было. Пришли домой, а Пушка и там нет. Потом Юра (муж Светланы) с работы приехал, а Пушка нет. Мы искали его до темноты кругом, и бабульки за двором наблюдали… Артёмка наревелся до икоты, у мамы давление поднялось так, что пришлось скорую вызывать, заодно и Артёмку посмотрели…
Светлана уже и сама рыдала, не в силах остановиться.
Я, молча, сочувственно смотрела на Свету. А что я могла ей сказать? Глупое: «Может, ещё найдётся…» - понимая, всю нелепость этих слов в данной ситуации… Конечно, не найдётся, потому что такие исчезновения не характерны для жизни Пушка, и это сама Света прекрасно понимала. И вдруг меня осенило:
- Света, съезди в наш кошачий приют! Помнишь, я зимой случай рассказывала про кошку соседки, я о нём ещё статью написала на своём канале, «Горе-волонтёры» называется? А вдруг и твой Пушок так же попался?
Света перестала рыдать. Быстро набрала мужа, и через полчаса они уже ехали в приют. В тот день на работе Светлана больше не появилась.
Далее со слов Светланы от первого лица.
Мы приехали в приют. Милая девушка, выслушав нас, сказала:
- Конечно, проходите, посмотрите.
Пушка мы нашли сразу, потому что, услышав родные голоса, котик начал дико орать и рвать клетку когтями и зубами.
- Пушок! – бросилась я к клетке.
Но тут «вынырнула» и загородила дорогу женщина в возрасте.
- В чём дело? – грозно хмурила брови.
- У вас мой кот, я пришла его забрать.
- А откуда я знаю, что это именно Ваш кот?
- А что не видно, как он рвётся ко мне? Вы зачем его сюда забрали?
Вот тут бы, если бы эта «работница» или волонтёрка, не знаю, как её правильно назвать, спокойно сказала: «Извините, наверное, посчитали кота бездомным. Мы очень рады, что Вы нашли своего питомца, забирайте», - мы бы так и сделали. Просто забрали бы Пушка и без лишних слов ушли. Но почему-то эта дама проявила по отношению к нам дикую агрессию. Она начала орать, отчитывая меня, как школьницу, что за животным надо смотреть, что кот на самовыгуле – это недопустимо, что такие хозяева только гробят животных и т.д. При этом никак не давала подойти к клетке с беснующимся Пушком. Я словестно сцепилась с ней, как говорится, «ни на жизнь, а на смерть», и почти уже ничего не соображала. В тот момент мне дико хотелось её просто прибить.
- Света, успокойся, и Вы гражданочка тоже, - ледяным тоном сказал мой супруг. – Сейчас во ВСЁМ разберёмся.
Услышав тон своего мужа, я сразу замолчала, потому что знала, что сейчас последует что-то не очень хорошее, мягко говоря. (Муж Светланы работает в полиции).
Мадам продолжала нас отчитывать, Пушок орал, Юра стоял с отрешённым взглядом и чего-то ждал, а я стояла возле него в полной растерянности.
А потом… потом появился дежурный наряд полиции, который вызвал муж, пока я отчаянно ругалась и ничего не замечала вокруг.
- Прошу зафиксировать кражу моего личного имущества, представленного котом по кличке Пушок.
Один полицейский тут же достал бланк и начал писать, второй фотографировал Пушка в клетке, потом как я достаю кота из клетки, как держу на руках… Потом муж поговорил со своим коллегой, и я вместе с Пушком на полицейской машине, в сопровождении одного из полицейских была отправлена в государственную ветклинику, где была выдана справка, что Пушок полностью здоров и на данный момент в услугах ветеринара не нуждается. Затем меня отвезли домой.
Вечером, когда муж пришёл домой, я спросила:
- А зачем ты меня с Пушком к ветеринару отправил?
- Затем, что я это просто так оставлять не собираюсь! – зло сказал муж.
- Но, всё ведь закончилось хорошо… Пушок дома… может не стоит…
- Если бы твоя мать вчера получила инфаркт, ты бы говорила сейчас совсем по-другому, а Артёмка? А ты сама? И потом, раз твоя сотрудница рассказывала, что подобное уже было, значит, для них это обычная практика. А сколько они принесли горя другим семьям, ты знаешь?
- Нет…
- Ну, так скоро узнаешь.
***
Эта история получила в нашем городе большой резонанс. Ещё несколько владельцев обнаружили в данном приюте своих пропавших котов (людям просто в голову не приходило там их поискать). Поданы иски о возмещении морального ущерба. Не знаю, как у других, но у семьи Светланы это точно получится, потому что все необходимые справки и документы собраны.
Соответствующие комиссии, которые обязаны следить за деятельностью таких учреждений, в результате проверок обнаружили много нарушений в приюте.
Чем всё это закончится, посмотрим.
А самое обидное в этой всей истории то, что когда в 2007 году этот приют образовался по инициативе действительно добрых и отзывчивых людей, которые знали, любили и понимали животных, с пониманием относились к реалиям жизни в нашем конкретном городе, а не тупо орали «опасно и недопустимо», как сейчас, очень многие жители города поддержали эту инициативу, нашлись спонсоры. Тогда в приют приносили только действительно больных, нуждающихся в помощи, бездомных животных и многие добровольно помогали, чем могли. И ещё очень «странная» деталь: пока приют не финансировался из бюджета города, там трудились тихие, спокойные, вежливые люди, которые никому ничего не доказывали, не учили жить, а просто помогали и отдавали свою любовь несчастным котикам (ни одного здорового изначально животного в приюте не было) и, в большинстве случаев, находили дом и любящие сердца даже для инвалидов.
А что мы видим сейчас, когда и город регулярно выделяет деньги, и в каждом магазине стоит коробка для добровольной денежной помощи животным (надо сказать, такие коробки уже к середине дня щедро наполнены деньгами)? А сейчас, благодаря всей этой неприятной истории, мы увидели, что действительно больных животных в приюте раз-два и обчёлся, зато все клетки забиты здоровыми, может, и бездомными, а, может, и вот так нагло украденными котами. А по улицам города, как взбесившиеся ищейки, рыщут тётки-хабалки, хватая кого не попадя (хотя, согласно последних дополнений к закону о защите животных, отлов здорового животного должен сопровождаться видеофиксацией). Они орут с пеной у рта, что заботятся о безопасности и здоровье котиков. Ой, ли? По-моему, они заботятся о своём кошельке и нездоровых амбициях. И именно из-за таких «волонтёров» у людей и формируется отрицательное отношение к данному движению в целом. Как говорится: «И от хорошего худое родится» и «Доброта без разума пуста».
Также хочу сразу ответить на традиционный вопрос: «А откуда я знаю, это домашний кот, что вышел погулять, или несчастный бездомный, нуждающийся в помощи?» Если Вы не можете отличить бездомного кота от домашнего, недавно потерявшегося кота от годами живущего на улице, несчастного кота от самодостаточного, значит, вам ещё рано «патрулировать» улицы, сделайте лучше доброе дело в самом приюте.
Думаю, что после устранения недостатков, выплаты штрафов, смены руководства и значительно поредевших рядов личного состава, наш приют продолжит свою гуманную работу в оказании помощи действительно нуждающимся животным. И постепенно доверие жителей города к действительно волонтёрам, а не уродском их подобии, восстановится.
Зачем я всё это написала? Для того, чтобы особо рьяные поборники за жизнь, здоровье и безопасность котиков, посмотрели на свои действия и поведение глазами обычных людей со стороны. Грань между добром и злом слишком тонка.
Путеводитель по каналу здесь: