Найти в Дзене
Дмитрий Правдин

Обзор изменений, вносившихся в автомобиль "Запорожец" ЗАЗ-968М за годы выпуска.

За годы производства автомобиля ЗАЗ-968М, выпускавшегося с 1979 по 1994 в его экстерьер и интерьер был внесен ряд изменений, рассмотрим основные из них. Это – бампера, крышка багажника, боковое зеркало заднего вида, щиток приборов, кожуха печки и рулевого управления, внутренние ручки открывания дверей из салона, кнопка аварийной сигнализации, размещение АКБ и запасного колеса, повторители поворотов на крыльях. Так как в специализированное литературе информации о датах внесения изменений нет, да и самой специализированной литературы очень мало, а имеющаяся на различных форумах в интернете информация не вызывает доверия, то путем тщательного анализа фотографий автомобилей ЗАЗ-968М из объявлений о продаже автомобилей на двух крупных сайтах объявлений по крупицам получилось создать, на мой взгляд, довольно точную картину внесения указанных изменений. Первые автомобили были с полностью хромированными бамперами, с хромированным боковым зеркалом заднего вида, крышка багажника (багажник на «За

За годы производства автомобиля ЗАЗ-968М, выпускавшегося с 1979 по 1994 в его экстерьер и интерьер был внесен ряд изменений, рассмотрим основные из них. Это – бампера, крышка багажника, боковое зеркало заднего вида, щиток приборов, кожуха печки и рулевого управления, внутренние ручки открывания дверей из салона, кнопка аварийной сигнализации, размещение АКБ и запасного колеса, повторители поворотов на крыльях. Так как в специализированное литературе информации о датах внесения изменений нет, да и самой специализированной литературы очень мало, а имеющаяся на различных форумах в интернете информация не вызывает доверия, то путем тщательного анализа фотографий автомобилей ЗАЗ-968М из объявлений о продаже автомобилей на двух крупных сайтах объявлений по крупицам получилось создать, на мой взгляд, довольно точную картину внесения указанных изменений.

Первые автомобили были с полностью хромированными бамперами, с хромированным боковым зеркалом заднего вида, крышка багажника (багажник на «Запорожце» спереди) с прорезями, АКБ размещена в багажнике, запасное колесо в салоне, пластиковые кожуха печки и рулевого управления. На некоторых самых ранних автомобилях (1979 – 1980) встречаются следующие редкие особенности: отсутствие повторителей поворотов на передних крыльях, металлические кожуха печки и рулевого управления от «ушастого» Запорожца, эмблема на капоте от «ушастого» запорожца. В интерьере автомобиля был ранний щиток приборов (от «ушастого» Запорожца), ранняя кнопка (более правильно ее назвать рукояткой, т. к. ее надо было тянуть на себя) аварийной сигнализации, металлические ручки открывания дверей из салона.

На автомобилях, выпущенных до 1981 года включительно встречаются только полностью хромированные бампера, на автомобилях, выпущенных в 1982 году встречаются как полностью хромированные бампера, так и новые бампера с пластиковыми клыками и молдингом, на автомобилях, выпущенных в 1983 года только новые бампера – бампера с пластиковыми клыками и молдингом.

Кнопка аварийной сигнализации изменялась следующим образом: ранняя кнопка аварийной сигнализации (большая красная кнопка в виде грибка) – ставилась слева от щитка приборов до 1984 года включительно, в 1985 году ставилась снизу щитка приборов, с 1986 года стали устанавливать новую кнопку аварийной сигнализации.

Металлическая хромированная внутренняя ручка открывания дверей ставилась до 1988 года включительно, с 1989 ставилась как металлическая хромированная ручка, так и пластиковая с хромированной облицовкой. С 1990 года появилась полностью пластиковая ручка, с 1991 года пошла только полностью пластиковая ручка.

Боковое хромированное зеркало заднего вида было до 1989 года включительно (в 1988 – 1989 встречалось нехромированное зеркало), с 1990 года пошло пластиковое от «Таврии».

Крышки багажника с прорезями ставились – до 1990 года включительно крышки, в 1991 году крышки багажника встречаются как с прорезями, так и без них, с 1992 года встречаются только крышки багажника без прорезей.

Аккумуляторная батарея располагалась в багажнике, запасное колесо под капотом, с 1993 года аккумуляторная батарея переехала под капот, на место запасного колеса, которое переместилось в багажник. Кроме того, с 1993 года пошел новый металлический кожух печки и рулевого редуктора. Щиток приборов менялся следующим образом – на ранних машинах он был от «ушастого» запорожца, с 1982 пошел новый щиток приборов с несколько измененными лампочками указателей поворота, дальнего света и т. п., с 1994 года появился на спидометре появился счетчик суточного пробега.

Приведем иллюстрации наиболее характерных отличий (иллюстрации взяты с двух известных сайтов объявлений о продаже автомобилей).

Иллюстрация № 1. Полностью хромированный бампер, эмблема от «ушастого» Запорожца, хромированное зеркало.
Иллюстрация № 1. Полностью хромированный бампер, эмблема от «ушастого» Запорожца, хромированное зеркало.

Иллюстрация № 2. Отсутствие повторителей поворота на передних крыльях.
Иллюстрация № 2. Отсутствие повторителей поворота на передних крыльях.

Иллюстрация № 3. Ранний щиток приборов. Обратите внимание на контрольные лампы.
Иллюстрация № 3. Ранний щиток приборов. Обратите внимание на контрольные лампы.

Иллюстрация № 4. Металлическая хромированная салонная ручка открывания дверей.
Иллюстрация № 4. Металлическая хромированная салонная ручка открывания дверей.

Иллюстрация № 5. Ранняя кнопка аварийной сигнализации. Модернизированный щиток приборов. Обратите внимание на измененные контрольные лампы.
Иллюстрация № 5. Ранняя кнопка аварийной сигнализации. Модернизированный щиток приборов. Обратите внимание на измененные контрольные лампы.

Иллюстрация № 6. Пластиковые кожуха печки и рулевого управления.
Иллюстрация № 6. Пластиковые кожуха печки и рулевого управления.

Иллюстрация № 7. Запасное колесо в моторном отсеке.
Иллюстрация № 7. Запасное колесо в моторном отсеке.

Иллюстрация № 8. Крышка багажника с прорезями, повторитель поворота на передних крыльях, пластмассовая эмблема.
Иллюстрация № 8. Крышка багажника с прорезями, повторитель поворота на передних крыльях, пластмассовая эмблема.

Иллюстрация № 9. Новая кнопка аварийной сигнализации.
Иллюстрация № 9. Новая кнопка аварийной сигнализации.

Иллюстрация № 10. Пластиковые салонные ручки открывания дверей.
Иллюстрация № 10. Пластиковые салонные ручки открывания дверей.

Иллюстрация № 11. Пластмассовое зеркало заднего вида. Добавьте описание
Иллюстрация № 11. Пластмассовое зеркало заднего вида. Добавьте описание

Иллюстрация № 12. Крышка багажника без прорезей.
Иллюстрация № 12. Крышка багажника без прорезей.

Иллюстрация № 13. Аккумулятор размещен в моторном отсеке на месте запасного колеса.
Иллюстрация № 13. Аккумулятор размещен в моторном отсеке на месте запасного колеса.

Иллюстрация № 14. Запасное колесо размещено в багажнике, металлические кожуха печки и рулевого управления.
Иллюстрация № 14. Запасное колесо размещено в багажнике, металлические кожуха печки и рулевого управления.

Иллюстрация № 15. Спидометр с счетчиком суточного пробега.
Иллюстрация № 15. Спидометр с счетчиком суточного пробега.

Теперь кратко рассмотрим основные отличия двигателей автомобиля. Автомобиль оснащался двигателем мощностью 40 л. с. («сороковка», двигатель МеМЗ-968Н) и 28 л. с. («тридцадка», двигатель МеМЗ-966Г, ставился на модификацию для людей с ограниченными возможностями ЗАЗ-968МГ и на автомобиль с обычными органами управления ЗАЗ-968М-005), на автомобили, выпускавшиеся до 01.01.1983 мог ставиться двигатель МеМЗ-968Г мощностью 45 л. с.

Визуально «тридцатка» и «сороковка» отличаются не только расположением глушителя (у «тридцатки» глушитель справа, у «сороковки» слева) и размером мотора («тридцадка» меньше «сороковки») но и рядом других отличий – это расположение трамблера, катушки зажигания, выпускных коллекторов двигателя, формой клапанных крышек:

- у «сороковки» трамблер и катушка зажигания расположены около моторного щита.

- выпускной коллектор «сороковки» расположен сбоку от цилиндров

- у «тридцатки» трабмлер и катушка зажигания расположены ближе к задней панели, высоковольтные провода на левые, по ходу движения цилиндра идут поверху кожуха вентилятора охлаждения.

- у «тридцатки» выпускные коллектора двигателя расположены спереди и сзади двигателя по ходу движения автомобиля.

Иллюстрация № 16. Двигатель «сороковка». Трамблер и катушка зажигания расположены у моторного щита.
Иллюстрация № 16. Двигатель «сороковка». Трамблер и катушка зажигания расположены у моторного щита.

Иллюстрация № 17. Двигатель «сороковка». Расположение выпускных коллекторов. Клапанные крышки.
Иллюстрация № 17. Двигатель «сороковка». Расположение выпускных коллекторов. Клапанные крышки.

Иллюстрация № 18. Двигатель «тридцатка». Катушка зажигания крепится на двигателе, трамблер расположен в другом месте, другая клапанная крышка, высоковольтные провода на левые цилиндры идут сверху кожуха вентилятора.
Иллюстрация № 18. Двигатель «тридцатка». Катушка зажигания крепится на двигателе, трамблер расположен в другом месте, другая клапанная крышка, высоковольтные провода на левые цилиндры идут сверху кожуха вентилятора.

Иллюстрация № 19. Двигатель «тридцатка». Расположение трамблера, катушки зажигания, выпускного коллектора.
Иллюстрация № 19. Двигатель «тридцатка». Расположение трамблера, катушки зажигания, выпускного коллектора.

В заключение хочу привести список литературы по автомобилю ЗАЗ-968М.

1. К. С. Фучаджи, Н. Н. Строк. Автомобиль ЗАЗ-968М «Запорожец». Книга представляет собой руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля.

2. С. А. Шейлин, Н. Н. Строк. «Автомобиль «Запорожец» ЗАЗ-968М и его модификации. Многокрасочный альбом». Стоит искать издание 1991 года, которое гораздо богаче и полнее чем издание 1997 года. Книга представляет собой цветной альбом, подробно рассказывающий об устройстве как автомобиля в целом, так и его отдельных узлов и агрегатов. На мой взгляд, это самая полезная книга по данному автомобилю.

3. С. А. Шейнин. «Автомобили ЗАЗ-968М, ЗАЗ-968МГ. Руководство по эксплуатации». Книга представляет собой руководство по ремонту и эксплуатации.

4. С. А. Шейнин. «Автомобили ЗАЗ 968МБ, 968МД, 968МГ, 968МР. Приложение к руководству по эксплуатации». Книга представляет собой руководство по эксплуатации модификаций автомобиля, выпущенных для людей с ограниченными возможностями.