Что вообще такое швартовка?
Если не усложнять морской терминологией, то это привязывание судна швартовными концами (о них статья здесь) к опоре (причалу, моно-бую, другому судну и др.) для того, чтобы судно находилось (держалось) в определенной позиции.
Ну на первый взгляд, здесь ничего особенного и вполне рутинная операция для моряков. Да, за один контракт (4-6 месяцев) может быть и 20, и 30, и 50 швартовок. Но каждая швартовная операция уникальна по-своему даже на один и тот же причал (ветер отжимной/прижимной, течение, видимость, лоцман другой, капитан встал не с той ноги, матрос не может выброску докинуть, 3-й помощник на "рабочее" намотал в два слоя и т.д.).
Да, и самое главное, габариты судна очень важны и одно дело, пришвартовать "Волгонефть" (длина 130 метров) или же танкер покрупнее (275 метров, например). Кстати, для швартовки последнего задействовано 4 буксира.
Чем швартовка опасна для моряка?
Начну с элементарного: несоблюдение моряками правил техники безопасности во время швартовки. Это и нахождение в опасных зонах - "зона выстрела швартовного конца" и самое распространенное - многие моряки пренебрегают ношением средств индивидуальной защиты (PPE): каска и особенно ремешок, который держит каску, перчатки, безопасная обувь, очки.
Сейчас явно найдется тот, кто скажет: да нет толку от PPE, это все ни о чем.
Приведу пример. Я был 2-м помощником, а один опытный матрос регулярно отказывался надевать каску и тем более ремешок на подбородок, который реально выручает и не дает каске слететь. Но и на таких "умников" находится управа и я добился того, чтобы он каску все-таки надевал.
На одной из швартовок, он споткнулся о швартовный конец (зазевался), который начали наматывать на лебёдку. А падая, ударился головой о парапет возле лебёдки. Результат - потеря сознания от удара. Очнулся через несколько минут и попытался дальше продолжить швартовные операции (но я отправил его в каюту). От серьезных ушибов и травм спасла та самая каска, которая не слетела с головы, благодаря ремешку.
После этого матрос больше не спорил и даже поблагодарил меня
Главная опасность именно для жизни, это конечно разрыв швартовного конца и последующий его "отскок" с нанесением увечий швартовщикам (морякам).
Когда рвутся пропиленовые концы - мало не кажется никому. И сила удара достаточна даже для летального исхода.
Рекомендации, как этот риск минимизировать
1. Отношение и внимание. Каждая швартовка должна быть "как в первый раз". Нет, не суетиться и бегать по баку или корме. Здесь о другом. Опыт дело хорошее, но часто я стал замечать, что у многих моряков глаз "замыливается" и они перестают обращать внимание на очевидные и простые вещи.
Самое распространенное, это конечно стоим там, где небезопасно: на линии выстрела конца, или же суёмся под швартовные концы (например, шпринги), когда они "под напряжением" и швартовка в разгаре. Не надеваем ремешки на каске, хотя они слетают только так.
2. Коммуникация между штурманом и матросом/мотористом. Очень важно! Встречал 2 типа штурманов: одни вообще не общаются с матросами и даже команды могут не озвучивать, все только жестами: "вира", "майна", "на рабочее" и т.д.
А вторые - наоборот, чрезмерно близкое общение, типа "по-братски", а потом на швартовке куча мнений и споров в стандартных ситуациях, которые только сбивают и мешают сконцентрироваться.
Коммуницировать можно и нужно, только в меру. Я всегда считался (будучи 3 помощником, а потом 2-м) с мнением своей команды, но только в двух случаях, которые я всегда корректно озвучиваю в новом экипаже:
1. Если вы видите, что я "порю горячку" и действую неправильно или небезопасно - сразу скажите мне об этом. Посоветуемся вместе, как лучше завести швартов, как его набить и т.п.
2. Если я буду сомневаться в принятии решения, я сам с вами посоветуюсь ("корона" не слетит). В остальных случаях - работаем тихо, со спокойной и безопасной атмосферой.
Объясню, почему так и не иначе. Однажды я пришел в новый экипаж в должности еще 2-го помощника и встретил там агрессию на первой же своей отшвартовке. Кучу эмоциональных советов, которые были не уместны и только отвлекали. Это было очень странно и после отхода судна я пообщался с ребятами на ужине. Мне объяснили, что мой предшественник постоянно орал и нервничал, поэтому они так привыкли.
Случай, конечно из ряда "истории из детсада", но пришлось выправлять ситуацию. Через швартовок так 5, у нас получилась сплоченная и психологически уравновешенная швартовная команда. Людям было комфортно работать под поим руководством.
Со штурманами все понятно, давайте теперь о матросах, здесь будет поинтереснее))
Матросов я тоже встречал "2х типов". Первые - мегаопытные, не собирающиеся слушать молодого штурмана, все делают по-своему и не всегда вообще на тебя реагируют, любят брать на себя всю работу. С такими можно работать, вполне кстати комфортно, выстроив с ними доверительные отношения. Честно проблем не встречал с ними, всегда получается наладить отношения в экипаже. Эти самые люди становятся твоими главными помощниками на швартовке.
Вторые - здесь все гораздо сложнее. Тоже опытные. НО! Этот самый опыт их научил, что инициатива то на флоте НАКАЗУЕМА (благодаря тем самым начальникам, которые умеют только орать)! Поэтому, эти люди ничего, вот прям ничего не делают без команды. "Так это хорошо же ведь" - подумаете вы. И да и нет, отвечу я))
Швартовка довольно быстрый процесс на принятие решений, и один штурман следит за всей ситуацией, за безопасностью, за тем, кто и где стоит, отвечает капитану по рации, который "заскучал" с лоцманом на крыльях мостика и т.д. Нет, есть капитаны, которые очень кстати помогают и подсказывают на швартовке...но есть просто АТАС! А когда на швартовке все матросы "на опыте", которые стоят и ждут любых команд (возьми выброску, размахнись, кинь и др.. Утрирую конечно) - с ними очень сложно бывает работать.
Мало того, что команды все ждут (хотя каждый должен знать свою роль на швартовке и действовать). Так еще и за своей же безопасностью не следят и как будто ждут, когда им сделаешь замечание. С ними работать гораздо сложнее и беседы проводить бывает бесполезно.
Статья уже подзатянулась, пора наверное завершать. О швартовке в одной статье и не напишешь, очень обширная тема. Кстати, обязательно выпущу публикацию о схеме швартовки и названиях швартовых концов.
А какие важные моменты в швартовных операциях и безопасности выделите Вы? Напишите в комментариях.
Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓