Найти тему

О «легендарных» жителях Гродно Ожешко и Заменгофе

Оглавление

В Беларуси – Год народного единства. А ещё – восстановление строительства Союзного государства. За год в этом направлении сделано больше, чем за 20 предыдущих лет.

Но #Гродно как будто пребывает в иной реальности. В Гродно устанавливают памятники архитекторам времён ВКЛ, а теперь ещё собираются снимать фильм о «легендарной жительнице Гродно» Элизе Ожешко. На белорусском, польском и английском языках, о чём нам с удовольствием поведал «Вечерний Гродно». Цитата: «В нашем городе совместно с Белостоком реализуется международный проект, посвящённый истории Гродно. Существует программа, как сохранить память о легендарных жителях города и сделать Гродно привлекательным для туристов».

Легендарная личность, на минуточку, – это человек, настолько ярко проявивший себя, сделавший так много хорошего для людей, что его имя, его жизнь обрастают легендами. Обычно легендами обрастает жизнь героев. Людей смелых, мужественных, совершающих подвиги во имя Отчизны.

Так что же такого сотворили Ожешко и Заменгоф во имя Отчизны, что стали легендарными, по мнению устроителей сей суеты, для Гродно? Давайте разбираться.

О Людвиге Заменгофе

Людвик Заменгоф известен тем, что создал искусственный язык «Эсперанто», живя в Варшаве. По профессии врач-офтальмолог, он не выдержал конкуренции в столице Польши и в 1893 году перебрался в Гродно, где у него соперников не было, и материальные дела стали налаживаться. На язык эсперанто он переводил книги классиков, справедливо полагая, что на знаменитостях можно заработать себе популярность. Кстати, из данных переписи населения мы узнаём, что родным языком Заменгоф указывает русский. Это так, на всякий случай. А родился он, согласно Википедии, в Белостоке, на тот момент русском городе.

В Гродно Людвиг прожил 4 года. За это время успел познакомиться с Ожешко, опекаемой местным губернатором, и, соответственно, перевести на свой язык одну её повесть – «Марта». Затем он уехал в Варшаву. Причина – низкие доходы от врачебной деятельности.

Вопрос: что такого легендарного сделал для Отчизны Заменгоф, что его разом в легенды Гродно записали? Лично я не нахожу ничего.

Об Эльжбете Павловской

-2

Теперь перейдём к Ожешко (Эльжбете Павловской), этой прославляемой змагарышами разных мастей «вялікай асьветніцай і культурным дзеячам». Она-то как попала в легенды?

Из того, что пишут о ней в прессе и рассказывают в доме-музее в Гродно, известно, что Эльжбета укрывала в имении своего мужа Петра Ожешко польских террористов, участвовавших в бунте Калиновского за восстановление Речи Посполитой. На неё донёс крестьянин, которых змагарьё пачками вешало на деревьях, но Пётр Ожешко взял вину на себя, за что и был сослан в Пермскую губернию.

А Эльжбьета, которая одному террористу помогла сбежать в Варшаву, а второму (говорят, в женском платье) – в Галицию, перебралась в Гродно и расторгла брак с супругом. Оставим порядочность сей особы без комментариев. В Гродно Павловская, опекаемая губернатором, принялась пропагандировать польский язык, обучая грамоте и подкармливая неимущих. Пропаганда? Да.

И вопрос, в чём заслуги Ожешко перед Российской Империей, гражданкой которой она была, остаётся открытым. Как и второй вопрос: чем она прославила Гродно, что полезного сделала для населения кроме того, что занималась их ополячиванием и поддерживала пропольских террористов?

О бандах Калиновского

Кстати, давайте поглядим на деятельность банд Калиновского в 1863 году.

-3

Тогда для усмирения польского мятежа в Беларусь был направлен генерал Михаил Николаевич Муравьёв. Змагарьё прозвало его «вешателем». Но кто на самом деле вешателем был, Муравьёв или Калиновский? За время подавления бунта во всём Северо-Западном крае было приговорено к казни 128 бандитов, и лишь 16% бунтовщиков были подвергнуты уголовным наказанием.

С другой стороны, под катком террора, учинённого мятежниками, погибли ни в чём не повинные люди. Просто за «излишнюю русскость». Или за приверженность православию, о чём в своих листовках писал сам #Калиновский. Бчбесы предпочитают «забыть» о неудобной правде, а мы вот напомним.

Винцент Калиновский называл свои банды «кинжальщиками» и «жандармами-вешателями» – основываясь на излюбленных орудиях казни. уже показательно.

А вот «Приказ-воззвание» поляка Калиновского от имени «Виленского повстанческого центра к народам Литвы и Белоруссии» (11.06.1863 г.):

«За вашу долю кровь проливают справедливые люди, а вы, как те Каины и Иуды Искариотские, добрых братьев продавали врагам вашим! Но польское правительство спрашивает вас, по какому вы праву смели помогать москалю в нечистом деле?! Где у вас был разум, где у вас была правда? Разве вспомнили вы о страшном суде Божьем? Вы скажете, что делали это поневоле, но мы люди вольные, нет у нас неволи, а кто хочет неволи московской — тому дадим виселицу на суку».

Дадим виселицу на суку. Так кто вешатель?

Всего жертвами повстанческого террора Калиновского стали, по данным «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, около 2 000 человек.

Сравните цифры.

Польские мятежники не пощадили даже выдающихся уроженцев Беларуси. Семьи лингвиста Антона Семёновича Будиловича и философа Николая Онуфриевича Лосского испытали на себе весь ужас польского шовинизма банд Калиновского.

Отцу Будиловича сообщили, что он приговорён к смерти «как слишком русский», но он успел скрыться. А родственника Лосского, униатского священника, который после Полоцкого собора вернулся в православную веру. мятежники замучили за то, что он разъяснял крестьянам значение манифеста об отмене крепостного права.

Как относился Винцент Константы к православию? Прочтём ещё одну его записку.

«Православие — вера собачья, схизма, которую силой навязали российские власти».

Или вот ещё:

«Это ты, поп, будешь так висеть, если не исправишься. Если у тебя ещё чешется язык брехать в церкви хлопам бредни, то лучше наколи его шпилькой!! А вороны будут насыщаться твоим телом!!! Ах, какая же это будет позорная смерть???».

Но это уже другого автора, тоже участника террористической деятельности пропольских банд на территории Беларуси в 1863 году, Франциска Бенедикта Богушевича, который впоследствии стал одним из основателей БНР.

Каково, а?

Вот таким деятелям помогала Ожешко, чем и заслужила себе вечную славу в Польше.

А нам, белорусам, она – кто?

Пособница террористов?

Сепаратистка?

Зачем нам её навязывают в качестве «легенды»? Кому служат организаторы этого беспредела в Гродно?

Бондарева. Без купюр.