Найти тему
Людовед

«Липовый» день рожденья. Станция Зябки и советские бронетанковые войска.

Итак, обещанный рассказ о первом бое советских танков. По официальной версии, состоялся он 4 июля 1920 года в период Советско-Польской войны.

Все начиналось на белорусской земле, у населенного пункта с забавным названием Зябки. Утверждалось, что именно здесь пошли в свою первую атаку советские танки, именно здесь родились советские танковые войска. Ну что ж, для начала я расскажу вам об этом бое подробней

Зябки в 1920 году - небольшая станция на железной дороге Полоцк – Молодечно: несколько скромного вида станционных строений, и над ними – круглая кирпичная башня водокачки. На запад от станции, в узком проходе между озерами Свядово и Долгое, пересекая линии советских и польских окопов, пролегала линия железнодорожного полотна. Именно здесь, между Полоцком и Молодечно, на месте расположения старых германских окопов периода Первой Мировой войны, после первого июньского неудачного наступления под Полоцком, остановились части 15-й армии Западного фронта Советской Республики.

Польские войска, создали здесь сильную укрепленную позицию из трех линий окопов с 12 рядами колючей проволоки, усиленную изрядным количеством опорных пунктов с большим количеством пулеметов и артиллерии. Общая конфигурация местности была крайне неблагоприятна для советского наступления, так как была почти полностью лишена удобных подступов, а немногочисленные, сравнительно удобные для перехода в наступление, участки позиций, были заранее хорошо пристреляны польской артиллерией и сулили большие потери.

Танк Mk-V 2-го бронеотряда на Западном фронте. Июнь 1920 г.
Танк Mk-V 2-го бронеотряда на Западном фронте. Июнь 1920 г.

Советским командованием было принято решение использовать для прорыва мощной оборонительной линии белополяков танки. Впрочем и для действий броневых частей обстановка была не самой благоприятной, поскольку для этого была пригодна лишь одна имеющаяся дорога, да и то при условии подвоза боевых машин по железной дороге почти к самой передовой. Для прорыва укрепленной полосы обороны противника было решено использовать, находившийся в то время в армии 2-й танковый отряд, вооруженный тремя танками Mk-V.

После проведенной разведки выяснилось, что танки могут быть использованы лишь на узком (около версты) заболоченном дефиле между озерами Свядово (Свяда) и Долгое, где перед самыми траншеями противника несла свои воды небольшая речка Аута, железнодорожный мост через которую был предусмотрительно поляками взорван. Только к этому участку танки можно было подать по железной дороге, и от места выгрузки до исходной позиции для атаки было всего около версты, которую танкам нужно было преодолеть своим ходом.

Кроме танков 2-го танкового отряда, пехоты 293-го стрелкового полка и артиллерии 33-й Кубанской стрелковой дивизии, к операции привлекались бронемашины 14-го автобронеотряда (3 машины) и бронепоезд № 8 "имени Раскольникова".

Схема танковой атаки под Зябками
Схема танковой атаки под Зябками

По составленному командованием плану, танки, выгруженные на переезде у ст. Зябки, двигаются в исходное положение у д. Стуканы, откуда идут колонной вдоль шоссе, пока не пересекут речку на дефиле, после чего головной танк забирает вправо, к железной дороге, средний продолжает движение прямо вдоль большака и замыкающий идет на г. д. Зябки, где командованием предполагался опорный пункт противника. Так как танкам большую часть пути до окопов противника пришлось бы двигаться по совершенно открытой и пристрелянной заранее местности, то задачей бронепоезду ставилось отвлечение от них внимания противника. Бронепоезд, с началом движения танков, должен был выдвинуться на открытую часть железной дороги впереди наших окопов и, маневрируя на ней, отвлекать огонь противника на себя. На случай неудачи или наоборот, для преследования сбитого с позиций противника, в резерве был оставлен бронеотряд и кавалерийский эскадрон.

Наступление было назначено на 4-е июля. В ночь с 3-го на 4-е, все бронечасти были переправлены через Западную Двину и подтянуты к будущему месту боя.

Так как на артиллерийскую подготовку было отведено 45 минут ( с 4 часов до 4 часов 45 минут), то выдвижение танков с исходных позиций должно было совпасть с началом артподготовки (так как на подход их к линии противника, требовалось примерно такое же время). В момент подхода танков к неприятельским окопам ими должны были быть выпущены сигнальные ракеты, чтобы советская артиллерия своевременно перенесла огонь в тыл противника.

Бронепоезд №8 имени Раскольникова, отличившийся в бою под Зябками.
Бронепоезд №8 имени Раскольникова, отличившийся в бою под Зябками.

В действительности, операция протекла не совсем так, как было запланировано. Из-за опоздания по неизвестным причинам артиллерийской подготовки, начавшейся только около 6 часов утра, танкам пришлось проходить наиболее опасные участки тогда, когда уже было совсем светло, на виду у противника. Бронепоезд № 8 немедленно вышел из-за станционных построек и двинулся от Зябков к взорванному мосту через Ауту для оказания танкам поддержки. Поляки тут же сосредоточили на нем огонь большинства своих батарей. Бронепоезд маневрировал успешно – полякам пока никак не удавалось его поразить.

Тем временем три неуклюжих танка, на предельной скорости (в семь километров в час), переползли через передовую линию советских окопов и, не открывая огня, двинулись к позициям противника. В момент, когда танки приблизились к проволочным заграждениям и начали рвать «колючку», из окопов поднялась красная пехота и пошла вперед – не резво, не так чтоб уж очень прытко, но сердито и уверенно. Часть польских орудий перенесла свой огонь на танки. В этот момент красный бронепоезд, прикрывая собой атакующие танки и ведя безостановочную пальбу по батареям противника, подошел к самому мосту. Польские артиллеристы не зря ели свой хлеб - бронепоезд немедленно получил три попадания, но всё же сохранил боеспособность и продолжал вести бой. В силу сложившихся обстоятельств, миновал все линии польских окопов лишь один танк – «Б.8»; танк «Б.5» из-за плохой видимости от близких артиллерийских разрывов сбился с дороги и завяз в болоте, а танк «Б.4», из-за неисправности мотора, остановился за 1-й линией польских окопов.

Танки Mk-V 2-го танкового отряда на Западном фронте. Июнь 1920 года. Передний танк имеет номер Б.4, на борту слева от красной звезды. Тот самый, который сломался сразу за первой линией польских окопов.
Танки Mk-V 2-го танкового отряда на Западном фронте. Июнь 1920 года. Передний танк имеет номер Б.4, на борту слева от красной звезды. Тот самый, который сломался сразу за первой линией польских окопов.

Несмотря на все это, а также на сильнейший артиллерийский огонь, танки к 8 часам прорвали оборонительную линию противника, красноармейская пехотная цепь стремительно преодолела покинутую врагом первую линию окопов, за ней вторую, третью. В прорыв устремились бронеавтомобили, за ними – кавалерия. Кроме того, произошел прорыв красных кавалерийских частей и на соседнем участке, севернее станции Зябки, что угрожало полякам ещё и серьезным окружением. Части 17-й польской пехотной дивизии генерала Енджеевского в беспорядке откатились на 15 верст, к местечку Плисса. Польский фронт у Зябков был прорван.

Обстановка и действия частей Красной Армии в момент боя под станцией Зябки. Реконструкция на базе современной карты
Обстановка и действия частей Красной Армии в момент боя под станцией Зябки. Реконструкция на базе современной карты

Интересно, что поляки тоже имели танки в том же районе – 8 «Рено», присланных из Франции. Так что вполне был вероятен и первый в нашей истории встречный танковый бой. Но пилсудчики опоздали на несколько дней. В последующие недели семь из восьми этих польских танков достались Красной армии в качестве боевых трофеев.

Как отмечал впоследствии командир бронепоезда № 8 К. Калиновский, сразу и навсегда влюбившийся в «сухопутные дредноуты», в бою у станции Зябки команды танков вели себя мужественно. Командир танкового отряда был ранен, но подчиненных не покинул. Попав под артиллерийский огонь противника, танки не повернули обратно и продолжили атаку. Бой под Зябками наглядно показал, что за этими боевыми машинами большое будущее – одно внезапное появление всего трех танков повергло врага в замешательство и обратило его в бегство.

Опыт боя под Зябками был оперативно проанализирован на самом верху. Уже в июле 1920 года в штат автотанкового отряда были внесены необходимые коррективы: число танковых взводов было доведено до двух (по два танка в каждом), введена пехотная команда прикрытия и сопровождения танков (30 человек с двумя ручными пулеметами «Льюис»). Особо оговаривалось, что танки в составе взводов должны быть одного типа, что упрощало и применение танков, и их обслуживание.

Начало боевому применению танков было положено, и совсем скоро танковые войска стали главной ударной силой Сухопутных войск Красной, а затем и Советской Армии.

Но почему же я сделал оговорку о том, что первый бой советских танков был «первым» только в официальной историографии? Дело в том, что настоящий первый бой произошел на месяц раньше и он не был столь же успешным, как бой под Зябками…

Рано утром, 4 июня 1920 года, большая группа польской пехоты с артиллерией, пройдя малоизвестными лесными дорогами с помощью проводников из местных жителей, неожиданно атаковала тылы частей 30-й бригады 10-й стрелковой дивизии 16-й армии у деревни Столпище. Находившиеся в деревне бронеавтомобили 7-го и 35-го бронеотрядов (четыре машины – два «Фиата» , «Гарфорд» и «Ланчестер») пытались прикрыть отход своих дезорганизованных частей и вступили в бой с белополяками. Однако из-за неразберихи и плохого состояния дорог контратака броневиков была неудачной: две машины поляки подбили артиллерийским огнем, а один броневик опрокинулся при маневрировании. В результате все три машины достались полякам.

Танк МК-А №322 «Стенька Разин» (из состава 1-го танкового отряда Красной Армии), находившийся в это время при штабе 30-й бригады, был выдвинут для поддержки броневиков:

«Получив распоряжение выйти в бой и двинувшись по шоссе, а затем большаком, не доезжая до Столпище 1,5 версты принял бой с противником.

Бомбами с аэроплана противника, летевшего низко, был поврежден пулемет танка. Во время обстрела артиллерийским огнем, у танка при повороте заглох левый мотор, и танк встал на месте.

Видя безвыходность положения, прислуга, сняв замки с пулеметов, стала отходить вместе с пехотным прикрытием танка ввиду превосходства противника. Артиллерийскими попаданиями танк был разбит».

Необходимо сказать, что с польской стороны это был короткий рейд, своего рода диверсия. После столкновения с большевиками польские части вернулись на свои прежние позиции. Они вывели в свой тыл три поврежденных броневика и несколько захваченных автомашин, а вот до «Уиппета» так и не добрались. Впоследствии танк был разобран большевиками и по частям отправлен в Могилев.

Как вы понимаете, эта грустная история мало подходила для того, чтобы отсчитывать от неё славную историю советских бронетанковых сил, поэтому на такую роль и был выбран успешный бой под Зябками, произошедший на месяц позже.

Уважаемые читатели! Буду благодарен за лайки и подписку. Обещаю порадовать вас ещё немалым количеством интересных историй по разной тематике)))

#гражданская война в россии #танки #большевики #красная армия