Летом 1941 года немцы стянули к Ленинграду осадную артиллерию и авиацию. Город Петра и революции 1917 года не сдавался и Гитлер решил стереть его с лица земли.
Перед ленинградцами встала большая задача по сохранению культурного облика города на Неве.
С лета на ленинградских высотках стали дежурить девчушки из наблюдательной службы ПВО. Они организовали наблюдение за самолетами противника и фиксировали места падения зажигательных и фугасных бомб. Особенно ценными были студенты музыкальных учебных заведений, которые благодаря своему слуху могли определить подлет и направление полета вражеского самолета.
Именно их наблюдательность показала, что немецкая авиация бомбит город по какому-то плану. Также, с высокой точностью била и немецкая дальнобойная артиллерия.
Было установлено, что артиллеристы били, ориентируясь на Исаакиевский собор. А летчики бомбили по фотографиям, где были обозначены все важные городские объекты.
Чтобы скрыть культурные объекты ленинградские театральные декораторы стали проектировать ложные разрушения на мостах и других объектах. Летчики видя, что объект разрушен, уже не бомбили его и переключались на другую цель.
Руководил этими работами архитектор Николай Варфоломеевич Баранов (1909-1989 годы жизни). Он предложил использовать специальную маскировку объектов под различные времена года.
Благодаря этому культурные объекты были скрыты под окружающую местность. Особенно хорошо это получалось в летний период, когда объекты сливались с зелеными насаждениями парков.
В то же время Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор и Адмиралтейство спрятать было не возможно.
Поэтому было решено использовать специальную шаровую краску (шара от тюркского краска), которая благодаря своему особому серому цвету используется на флоте для покраски боевых кораблей (для маскировки).
Но возникла трудность непосредственно с покраской высотных зданий. Все профессиональные альпинисты воевали на фронтах. И тогда к покраске были привлечены все, кто занимался альпинизмом для собственного удовольствия.
Эти люди покрасили Исаакиевский собор за неделю. Затем была очень тяжелая работа с покраской Петропавловской крепости и Адмиралтейства. И всё это под бомбежками и даже очередями немецких самолетов.
Покраска сразу позволила снизить эффективность обстрелов и бомбежек Ленинграда.
Но все равно обстрелы и налеты нанесли большой урон культурным объектам - и особенно Исаакиевскому собору. Однако после войны, в 50-х годах все культурные объекты были отреставрированы.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
Статьи канала "История и культура Евразии за январь-сентябрь 2021 года