Исследователи хотели выяснить, когда впервые возникает эта связь между нарциссизмом и лидерством и будет ли она присутствовать среди детей. Данные свидетельствуют о том, что лидерство становится особенно актуальным в позднем детстве, когда дети общаются в группах и отдельные люди естественным образом берут на себя ответственность. Но мало что известно о том, что заставляет некоторых детей становиться лидерами.
«Мы живем в эпоху самовлюбленного лидерства. Во всем мире мы являемся свидетелями взлета и падения нарциссических лидеров. Может ли нарциссическое лидерство иметь корни в детстве? Как психологи, я и мои коллеги решили провести расследование», — объяснил автор исследования Эдди Бруммельман, доцент Амстердамского университета.
Бруммельман и его команда провели исследование в классе, чтобы изучить это. В общей сложности в эксперименте приняли участие 332 ребенка в возрасте от 7 до 14 лет из своих классных комнат в Нидерландах. Дети завершили оценку детского нарциссизма (например, «Такие дети, как я, заслуживают чего-то большего»), и их попросили назвать одного или нескольких одноклассников, которых они считают «настоящим лидером».
Во-первых, исследователи обнаружили, что дети с высоким уровнем нарциссизма с большей вероятностью будут выдвинуты в лидеры своими одноклассниками. Хотя сила этой взаимосвязи варьировалась от класса к классу, корреляция была положительной во всех классах, кроме одного из 23.
Затем исследователи хотели выяснить, действительно ли дети, которых воспринимали как лидеров, были опытными лидерами. Детей разделили на группы по три человека и наблюдали за ними, пока они работали над совместным групповым заданием. Задача требовала, чтобы они обменивались информацией друг с другом, чтобы собрать воедино наилучшее решение. Исследователи случайным образом назначили по одному ребенку в каждой группе на роль лидера — этого ребенка попросили вести дискуссию и помочь группе прийти к окончательному решению.
Два наблюдателя закодировали поведение детей, чтобы определить лидерское поведение, а затем дали каждому ребенку оценку за общее лидерство. Было обнаружено, что лидеры с более высоким нарциссизмом демонстрировали не больше лидерского поведения по сравнению с лидерами с более низким нарциссизмом. Они также не набрали более высоких результатов в лидерской деятельности, и группы, которые они возглавляли, не имели больше шансов найти оптимальное решение задачи. Во всех измеримых отношениях оказалось, что дети с более высоким нарциссизмом не становятся лучшими лидерами.
Более того, в то время как лидеры с более высоким нарциссизмом давали себе более высокие оценки за авторитет и эффективность в качестве лидеров, они не получали более высоких оценок за авторитет и эффективность от своих товарищей по команде.
Короче говоря, хотя кажется, что дети с высоким уровнем нарциссизма не лучше справляются с ролью лидеров и не более склонны вести свои группы к наилучшему решению, у этих детей значительно больше шансов быть идентифицированными как лидеры своими одноклассниками. Авторы предполагают, что это маловероятное открытие может быть объяснено связью между нарциссизмом и самообманом — дети с нарциссическими чертами на самом деле верят, что они великие лидеры. «Поскольку дети с относительно высоким уровнем нарциссизма действительно верят, что из них получаются замечательные лидеры, они могут уверенно убеждать других в своих лидерских качествах без необходимости подавлять или скрывать какие-либо сомнения в себе», — говорят исследователи.
«Если нарциссические дети на самом деле не преуспевают как лидеры, почему их одноклассники все еще видят в них настоящих лидеров? Дети, как и взрослые, могут принимать громкие разговоры о нарциссических личностях за чистую монету, ошибочно принимая уверенность за компетентность».
«Мы хотели бы изучить, как со временем развивается нарциссическое лидерство и как мы можем вмешаться», — сказал Бруммельман в интервью PsyPost. «Например, если мы будем обучать эффективным лидерским навыкам в детстве, сможем ли мы уменьшить вредные последствия нарциссического лидерства во взрослой жизни?»