Выпуск № 15
Вот и добрались мы до 15 выпуска нашей рубрики #джазовые стандарты
Это рубрика посвящена джазовым композиторам, но давайте вспомним исполнителей, которые уже мелькнули у нас в предыдущих выпусках. Я стараюсь показать в этой рубрике живую жизнь стандартов не только в рамках джаза, так что у нас уже были Clara Ward Singers, Jim van der Zee, Sasha & the Starlight, Sarah Vaughan, Willie Nelson, Donald O'Connor, Billie Holiday & Louis Armstrong, Diana Krall, Judy Garland, Nat King Cole, Frank Sinatra, Michael Buble, Bobby McFerrin, Maya Belsitzman & Matan Ephrat, Cole Porter, Dinah Washington. И мы движемся потихоньку дальше по страницам книги-справочника "Джазовые стандарты", подготовленной В. Б. Фейертагом. Цитирую кусочек рассказа Владимира Борисовича о композиторе и джазовой теме и даю ее исполнение. Постараюсь максимально приблизить видео-контент к восприятию широкой публики.
Продолжаем продвигаться по мелодиям Гарольда Арлена (биографию этого композитора я давал раньше в нашей рубрике).
Harold Arlen
"Blues in the Night"
Писатель Алек Уальдер сказал об этой песне так:
«“Блюз в ночи” безусловно является вехой в развитии американской популярной музыки, как в текстовом плане, так и в музыкальном».
Арлен и поэт Джонни Мёрсер в 1941 году работали над фильмом Hot Nocturne, но когда они показали эту песню, то фильм переименовали в «Блюз в ночи».
За эту песню и общее музыкальное сопровождение к фильму в 1942 году Арлена номинировали на «Оскар», но награды он не получил.
В фильме этот блюз исполнялся в тюремной камере, пел ныне позабытый вокалист Уильям Гиллеспи, а в последующие годы блюз записали почти все оркестры и два десятка вокалистов. Среди них бэнды Арти Шоу, Вуди Германа, Кэба Кэллоуэя, вокалисты Розмари Клуни, Дайана Шор, Фрэнк Синатра и прочие.
_________________________
Даже если бы Гарольд Адлер вывел в свет только эту свою мелодию - ему уже надо было бы ставить памятник. Влияние ее на дальнейшее развитие мирового музыкального формата невозможно переоценить, интересные прочтения этой песни появляются и сейчас (и в самых разных стилях, например - можно послушать версию Эми Уайнхаус).
В оригинале, в фильме 1941 года, песня пелась в тюрьме от имени мужчины (исполняет Уильям Гиллеспи):
Но особенно ее полюбили вокалистки-женщины. О популярности этой песни в 40-50 годы говорит хотя бы тот факт, что эта песня в исполнении мультяшного персонажа Martian Queen была вставлена в популярный мультик (и бедные зверьки сходили с ума от сексуальности этой песни) - в 1956 году версия Джули Лондон превратила этот песню просто в блюз мерцающей эротики.
Вот, кстати, мультфильм, о котором я говорю выше:
А вот "белый" вариант Пегги Ли. 1957 год, телевизионные съемки.
Очень интеллигентная и немного меланхолическая версия Кенни Баррелла
Ну и еще один вариант для ознакомления. Кажется - это испанцы. Очень милое видео, очень милая версия, практически хоум-видео. Дуэт JESS & TONI
Но в качестве визитной карточки песни не буду в этот раз экспериментировать и дам почти классическое джазовое прочтение этой песни в исполнении нью-орлеанской певицы Ledisi (Ledisi Anibade Young).
Итак:
Ledisi "Blues in the Night"
Такие дела.
Спасибо, что читаете, комментируете и делаете перепосты.
- Подробнее об авторе-составителе Владимире Борисовиче Фейертаге
Еще джазовых стандартов?
#джаз #джазовый вокал #музыка кино #блюз