В середине сентября США, Великобритания и Австралия объявили о создании нового партнерства в области безопасности [читай — военный альянс] под названием AUKUS. Президент Джо Байден объяснил это «маневрированием и защитой от быстро развивающихся угроз», а Скотт Моррисон [премьер-министр Австралии] — необходимостью обеспечить стабильность и безопасность в Индо-Тихоокеанском регионе.
В этот же день Австралия решила разорвать соглашение по подлодкам с Францией. Этот контракт должен был стать самым дорогим в истории австралийского военно-морского флота. Теперь подводные лодки для Канберры будут производиться при содействии США и Британии. Последовал международный скандал: Париж отозвал послов из Канберры и Вашингтона и предупредил о долгосрочных последствиях трансатлантического партнерства.
Политологи объясняли: союз Соединенных Штатов и Королевства с Австралией направлен не против Франции и даже не против России. Главная цель якобы сдерживание Китая. Но, глядя на континентальную и геологическую карты, видны и другие мотивы.
Об этом в своей колонке для Media-Mill рассказал кандидат исторических наук, профессор, публицист, руководитель российского экспертно-аналитического центра «Интеллигенция. Политика. Власть», номинант Нобелевской премии Виталий Тепикин.
С новым военным альянсом AUKUS, о создании которого объявили США, Великобритания и Австралия, не всё так просто. Прежде всего надо сказать, что решение стало неожиданным для всего мирового сообщества, включая, видимо, даже участников блока НАТО. Три давних союзника сближаются ещё больше, создавая дополнительное напряжение в натовском лагере.
Громкому заявлению предшествовала отставка министра иностранных дел Великобритании Доминика Рааба. Полагаю, он встал на пути реализации долгосрочного проекта, увидев в нём опасность. Но Борис Джонсон заверяет, что всё делается исключительно ради тесного сближения партнёров, обеспечения рабочих мест и процветания наций.
Американский президент Джо Байден, скорее всего, и заваривший кашу, не особо осторожничает. В качестве цели AUKUS он декларирует сохранение и расширение (!) превосходства. Кто бы сомневался! Но превосходства над кем? И чем не устраивали программы НАТО, расписанные на много лет вперёд?
Ставить под угрозу отношения в старом альянсе слишком рискованно. Любое дополнительное «кучкование» настораживает, вызывает вопросы, провоцирует расползание военного монолита. Сопутствующие факторы легко найдутся («Северный поток — 2», расторжение договоров между Австралией и Францией).
США намерены помочь Австралии обзавестись подводным флотом с атомными двигателями для сдерживания «различных сил» в Индо-Тихоокеанском регионе. Но я что-то не полностью верю в эти посылы, хотя у каждого члена нового военного союза действительно имеются свои счёты с Китаем. Нет, поверьте, Байден всё-таки затеял более сложную игру, предварительной частью которой стал вывод войск из Афганистана. В ней потребуются серьёзные средства, а также узкий и правильный партнёрский круг.
Правильный в том числе с точки зрения географического положения. Австралия близка к Антарктиде: заполучив атомный подводный флот (этому вряд ли теперь что-то уже помешает), она по-деловому двинет туда, сможет блокировать континент. Вы скажете: а как же международная конвенция о Южном континенте? Такая существует, беда только в том, что подписали ее меньше половины стран мира. А куш-то заманчивый! Антарктида богата полезными ископаемыми, запасами пресной воды. Кое-кто давно потирает руки, глядя на карту.
Русская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева её открыла в 1820 году, а буквально двумя днями позднее там объявился Брансфилд, заявив о новых владениях Британии. Так что она и Австралия очень давно претендуют на континент. Не меньший интерес у американцев, те даже атомную станцию в Антарктиде строили и запускали на Мак-Мердо. Неужели зря? Пока никому не принадлежат порядка 100 триллионов кубометров газа, серьёзные запасы нефти, каменного угля, золота. Геологи дразнят всё больше и больше.
Какие последствия может иметь создание AUKUS для России? Прямых угроз нет. Участники союза объединяются, как мне видится, для охоты за ресурсами и параллельно — для противостояния Китаю. В Тихом и Индийском океанах российский военный флот практически не представлен, но торговые суда ходят. Любые перекосы, чрезвычайные события пойдут во вред. Сдерживание Китая может их спровоцировать. Смягчения отношений РФ и Европы пока ждать не приходится.