Найти тему
tawhiid

Сура Ас-Саффат 37 (аяты 1-5) - Тафсир Багави

Оглавление

Тафсир Багави - Сура Ас-Саффат - Выстроившиеся.

Мекканская сура. Состоит из 182 аятов.

С именем Аллаха Милующего Милостивого

Оглавление

1) Клянусь выстроившимися строем

2) Затем подгоняющими гоном

3) Затем читающими поминание

4) Поистине ваш Бог - Един!

5) Господь небес и земли и того, что между ними и Господь востоков

1) Клянусь выстроившимися строем.

Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, Аль-Хасан и Къатада сказали: Это ангелы, выстроившиеся на небе рядами подобно тому, как люди на земле выстраиваются рядами для намаза[1].

Нам сообщил Умар ибн Абдуль-Азиз Аль-Къашани: нам сообщил Абу Умар Аль-Къасим ибн Джа‘фар Аль-Хашими: нам сообщил Абу Али Мухаммад ибн Аль-‘Аля’ Ахмад Ал-Лю’люи: нам поведал Абу Дауд Сулейман ибн Аль-Аш‘ас: нам поведал Абдуллах ибн Мухаммад Ан-Нуфайли: нам поведал Зухайр, сказав: Я спросил Сулеймана Аль-А‘маша о хадисе Джабира ибн Самуры о передних рядах, и он нам рассказал со слов Аль-Мусайяба ибн Рафи‘ от Тамима ибн Тарафы от Джабира, что

Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не построиться ли вам так, как выстраиваются ангелы у их Господа?». Мы спросили: «А как ангелы выстраиваются у их Господа?», и он ответил: «Они полностью заполняют передние ряды, и в ряду стоят, тесно сплотившись друг с другом!».

По другому мнению, это ангелы с распростертыми в воздухе крыльями готовые немедленно ринуться по приказу Аллаха исполнить то, что Он пожелал[2].

По другому мнению, это птицы. Доводом на это мнение являются слова Всевышнего Аллаха: «Простирающие (крылья) птицы» - (24/41).

Слова Всевышнего Аллаха:

2) Затем подгоняющими гоном

То есть ангелами, которые подгоняют и ведут облака[3]. Къатада сказал: Имеются ввиду грозные аяты Корана, которые грозят и предостерегают от скверного.

3) Затем читающими поминание

Это ангелы, которые читают поминание Аллаха, Могуч Он и Велик[4].

По другому мнению, это группа чтецов Корана. Все это является клятвами, которыми Поклялся Всевышний Аллах. Предмет клятвы содержится в словах:

4) Поистине ваш Бог - Един!

Также было выдвинуто мнение, что в клятве есть скрытое подразумеваемое - «Господом». Тогда смысл будет таков: Клянусь Господом выстроившихся строем, подгоняющих гоном, читающих поминание. Это связано с тем, что кяфиры Мекки сказали: «Неужели божества он обратил в Одного Бога?» - (38/5). В ответ на это Аллах поклялся теми, кем Он поклялся, что ваш Бог - Един[5].

5) Господь небес и земли и того, что между ними и Господь востоков

- то есть Господь восходов солнца.

Было выдвинуто мнение, что здесь под словом «востоки» подразумеваются и востоки и запады одновременно. Просто здесь сокращенное употребление тогда, как в другом месте пришло с детализацией: «Но нет! Клянусь Господом востоков и западов» - (70/40).

Тут может возникнуть вопрос: В одном месте Аллах сказал: Клянусь Господом востоков и западов» - (70/40). В другом месте Аллах сказал: «Господь двух востоков и двух западов» - (55/17). Еще в другом месте Аллах сказал: «Господь востока и запада» - (73/9). Как совместить все эти аяты?

Ответ на это следующий: В аяте "Господь востока и запада" имеются ввиду восток и запад в значении: стороны света. В аяте "Господь двух востоков и двух западов" под двумя востоками подразумевается восток зимой и восток летом. Соответственно под двумя западами подразумевается запад зимой и запад летом.

В аяте же "Господом востоков и западов" имеется ввиду, что Аллах создал для солнца по триста шестьдесят различных проемов на востоке и триста шестьдесят различных проемов на западе по числу дней в году. Каждый день солнце восходит в соответствующем для того дня месте-проеме, и заходит в соответствующем для того дня проеме, который не совпадает с проемом других дней года и возвращается в тот же проем только спустя год. Это и есть востоки и запады, упомянутые в аяте.

Было сказано: каждое место, откуда восходит солнце, и есть отдельный восток, и каждое место, куда заходит солнце, и есть отдельный запад. То есть как будто бы имеется ввиду, что Он Господь всех мест откуда восходит солнце, и всех мест, куда оно заходит.

[1] Аллаху аълям это указывает на то, что среди ангелов есть порядок. Аллах сделал ангелов причинами управления дел во вселенной. И в каждой сфере мироздания задействована та или иная группа - то есть ряд - ангелов. И таких рядов много, и все они действуют без сбоя, упорядоченно. Нам так же следует стремиться к порядку.

[2] Указание на то, что все бытие стремится поклоняться Аллаху и стоит наготове, так и ждут приказа Аллаха. Это доказывает, что человек должен за видимыми причинами видеть Господа всем управляющего и всеми делами заведующего, ведь эти причины исполняют только волю Аллаха, и все зависит только от Него. Поэтому лишь одному Ему следует поклоняться, надеяться и взывать, поскольку лишь от его воли зависит реализация или нереализация видимых причин - ангелов.

[3] Нет причины, которая вынуждала бы нас ограничивать подгоняющих только облаками. Сюда могут относиться все ангелы - силы природы, ответственные за взаимодействия: сила магнитного взаимодействия, затем электромагнитного, так же электростатическая, гравитационная, ядерные силы и так далее. Все эти силы оказывают эффект, что-то подгоняют. Все это доказывает, что все природные силы - по сути есть ангелы, исполняющие волю Аллаха. Таким образом за всеми явлениями мы видим Творца, управляющего всем этим. Поэтому боимся только Его, надеемся на Него, поклоняемся Ему.

[4] Указание на то, что все силы действуют не слепо, но поклоняясь Аллаху, но просто мы не все их славословия понимаем.

[5] В этих аятов множество доводов на единственность Аллаха. Одна из аргументаций может быть такой: Существует множество ангелов, существование которых вы признаете. Если нескольких ваших богов хватает для управления таким огромным количеством ангелов, то к чему ваша претензия о единственности Бога. Ведь даже взять ваших богов - на каждого бога приходится по множеству ангелов. Почему тогда вы не сделаете еще больше божеств по числу творений. Но раз вы ограничили количество божеств, то на каждого бога приходится большое количество дел, которые вы ему вверяете. Если каждый может выполнять ему вверенное, то почему вы не признаете, что Аллах может управлять всем и объявить единственным богом его. Так вот Аллах владыка всех этих перечисленных групп творений, и для Него легко всеми ими управлять. Другими словами: множественность творений указывает на единство Творца. Также это указание на могущество Бога, во владении которого есть столько ангелов.