Более менее привычные нам винные этикетки появляются примерно в середине 16 века.
На любой полноценной и качественной лицевой этикетке в обязательном порядке должны присутствовать следующие вещи: наименование вина, его классификация, год урожая, аппеллясьон(контролируемое наименование), производитель, страна происхождения, объем и количество алкоголя. Некоторые из перечисленных аспектов не всегда указываются на лицевой этикетке даже самыми именитыми производителями. К примеру, когда вино состоит из винограда разных лет, год урожая не пишется.
Но сегодня мы рассмотрим основное указание, которое должно присутствовать на любой добротной этикетке у любого уважающего себя винодела.
На каждой хорошей винной этикетке крупным шрифтом должно быть написано название производителя. Именно на него должен упасть ваш глаз в первую очередь. Если на этикетке только какое-то абстрактное название, а-ля "Душа монаха", а производитель скрыт, то это – нам потребителям – играет не на руку. Название можно в любой момент изменить. Надоест монах, будет вино называться "Душа Патриарха" и как угодно ещё. Сменить название и бренд несложно, а вот изменить название винодельни гораздо труднее, потому что это административная регистрация, куча юридической волокиты и т. д.
Поэтому, если на лицевой этикетке вы крупными буквами видите название производителя, это всегда очень хороший признак.
Удивительно, но название производителя на этикетке стало указываться относительно недавно. Дело в том, что негоциантство –
(грубо говоря, крупная оптовая торговля. Изначально негоцианты – это европейские купцы, посредники между производителем и покупателем. Они закупали вино у винодела дешево и в больших количествах – целыми бочками – выдерживали, а затем разливали по бутылкам и продавали людям с наценкой)
– в 15, 16 и 17 веках – было основным способом дальней торговли вином. Негоциант, как правило, покупал бочки, вез их в другую страну, и там продавал. Бочки были основным сосудом для транспортировки напитка; по бутылкам вино разливали уже непосредственно перед продажей.Такая система просуществовала практически до середины 20 века – винные бочки оставались основной тарой при дальней транспортировки вин. Никаких этикеток и прочих указаний на вине тогда не было. Единственная информация, которую можно было выведать у негоцианта – это откуда, из какой страны и из какого региона вино привезено. А кто винодел, что за виноградники и т.д.– никого тогда не интересовало.
Тем не менее, в середине 17 века один из владельцев двух крупных замков во Франции в Бордо
(шато О-Брион(Château Haut-Brion) и шато Понтак(Château Pontac))
по имени Арно де Понтак, находил весьма неинтересным продавать просто безымянное красное сухое и решился поставить на вино своё имя и указание конкретного замка, в котором оно было произведено. Он стал первым человеком, решившим указывать на вине имя производителя и конкретное место происхождения виноградников. Свои вина он поставлял в Лондон для продажи.
Уже в 1660 году в описи винного погреба короля Чарлза II имеется упоминание о 169 бутылках этого вина ("169 bottles of the 'wine of Hobriono').
Примерно в то же время, в 1666 году, после великого лондонского пожара, Арне де Понтак послал своего сына в Лондон для того, чтобы тот открыл там таверну, в которой будет продаваться вкусная еда и те самые вина, на которых указано название замков, в которых они были сделаны.
Таким образом, в Лондоне появилось два вина, которые впервые в мире выходят в продажу под собственными именами, с указанием конкретного винодела и места происхождения. Раньше никто так не делал, и всем было плевать, откуда вино и кто его сделал. Но теперь это стало узнаваемой торговой маркой, своего рода, гарантией качества, а для производителя – возможность достичь определенного статуса и продавать свои вина дороже, чем безымянные соседи.
Итак, Арно де Понтак с целью увеличения прибыли сначала стал формировать имидж своих вин, а затем это позволило ему повышать на них цену. И, как итог, он ввёл в оборот и в правила маркировки вина указание производителя.
Для хорошего специалиста название производителя на этикетке является достаточно четким ориентиром ведь большинство виноделен с историей занимает вполне определенное рыночное положение и крайне редко выпускает вина, сильно отличающиеся от предыдущих лет урожая. Хороший именитый производитель является гарантом качества и стабильности вина.
Поэтому в обязательном порядке обращайте внимание на наличие этого важного аспекта на этикетке при выборе вина. Как минимум, даже если это имя вам ничего не скажет, оно должно присутствовать. Хорошему виноделу нечего скрывать, и он с гордостью напишет своё название на этикетке, а вам это послужит отличным маркером при выборе.
Обязательно ставьте лайки, пишите комментарии, выбирайте вина с умом и всего вам доброго. Аминь 🙏🍷