Найти тему
РБК Тренды

Как избавить города от пробок и сделать общественный транспорт удобным

Оглавление

Раньше комфорт в городе не был главной задачей ведения городского хозяйства, но времена изменились. Теперь инфраструктурные изменения проводят, чтобы в первую очередь улучшить жизнь горожан. Однако на практике все получается не так радужно: власти часто не знают, что нужно жителям, а частные инициативы только увеличивают хаос в системе управления городом. Одна из наиболее проблемных сфер — городской транспорт. Рассказываем, можно ли улучшить ситуацию

Фото: Adrian Schwarz / Unsplash
Фото: Adrian Schwarz / Unsplash

Города продолжают расти

Несмотря на пандемию, города продолжают стремительно расти. На их долю приходится около 80% мирового ВВП, в городах проживает около 55% населения земного шара. Ожидается, что к 2050 году число горожан в мире вырастет до 70%, а объем ВВП, производимый городами, до 90%.

С точки зрения мировой экономики, рост городов — это закономерный и ожидаемый процесс, а с точки зрения урбанистики — серьезный вызов благополучию городских жителей. Представьте: неизбежно через год, два или пять лет на одной и той же территории будут выходить по утрам из дома еще больше людей, садиться в личные авто и вливаться в единый поток на перегруженных дорогах. Все больше пассажиров будут набиваться в вагоны метро, поезда и автобусы. Вполне понятно, что экстенсивный путь, подразумевающий постоянное расширение имеющихся магистралей, здесь невозможен.

Власти не знают, что нужно жителям

Согласно исследованиям BCG в разных городах мира, городские власти часто не знают о том, что именно нужно жителям. В результате многие крупные реформы и нововведения скорее «латают дыры», решают краткосрочные задачи, но в долгосрочной перспективе не обеспечивают комфорта и благополучия горожан.

Управление городом «со стороны», без оглядки на реальные запросы граждан часто приводит к принятию усредненных решений, а это чревато неприятием государственных инициатив со стороны самих горожан. Даже логичные управленческие решения оказываются бессильны, т.к. не встречают достаточной поддержки со стороны граждан и выполняются в конечном счете только «для галочки».

Прогрессивный путь развития города должен начинаться с тщательного изучения нужд граждан. Их рутинные дела и маршруты, повседневные практики, ежедневный опыт взаимодействия с городом должны стать источником управленческих проектов и решений.

Хуже всего дела обстоят с транспортом

Одна из сфер, наиболее страдающих от недостаточного контакта с конечным пользователем услуг — это городской транспорт и мобильность. Сегодня это область не только больших возможностей, но и серьезных проблем для города.

Дороги затрагивают интересы каждого горожанина и ощутимо влияют на его качество жизни и уровень общего благополучия. Это почти всегда крупнейшая статья капитальных расходов практически в любом городском хозяйстве, к тому же, именно мобильность и транспортная доступность являются одним из самых заметных и чувствительных индикаторов перенаселенности города.

И именно о транспортной доступности говорят многие люди, когда описывают свои проблемы, связанные с повседневной жизнью в большом городе. В ходе масштабного опроса, проведенного BCG в прошлом году, выяснилось, что даже в городах, которые, как принято считать, отличаются высоким качеством жизни, мобильность и транспортная доступность остаются проблемной сферой. Так, около 20% опрошенных жителей Мельбурна и Торонто заявили, что их путь от дома до работы или школы нельзя назвать ни простым, ни эффективным.

Фото: Ling Tang / Unsplash
Фото: Ling Tang / Unsplash

Во время пандемии пробки никуда не делись

Сейчас часто приходится слышать, что опыт пандемии изменил все, в том числе внутренние установки горожан. С одной стороны, действительно, во время локдауна нагрузка на транспортную систему в городах мира снизилась, и для многих людей стала открытием возможность работы из дома. С другой, когда пришла пора вернуться в офисы, оказалось, что большинство горожан не готовы пересаживаться с личных авто ни в электробусы, ни в скоростные поезда, ни на велосипеды.

Красноречивую статистику BCG собрали в Нью-Йорке: в 2021 году количество пассажиров метро в Манхэттене уменьшилось примерно на 78% по сравнению с уровнем 2019 года, при этом на мостах и в туннелях стало всего на 18% меньше машин, а пробки в центре стали лишь чуть менее напряженными. Жители городов Европы, Азии и США по-прежнему считают личное авто самым удобным и любимым способом добираться из дома на работу.

Общественный транспорт и ловушка бедности

Кроме того оказалось, современный, быстрый и удобный общественный транспорт доступен далеко не всем, так как часто он в первую очередь покрывает лишь туристические зоны и центр. В результате горожане из беднейших районов оказываются заперты в «ловушке бедности», в том числе и из-за того, что у них нет доступа к эффективной транспортной сети.

Комфортной альтернативой для пассажира становятся агрегаторы такси и службы каршеринга. Но при этом они не только потеснили личные авто, но и начали активно конкурировать между собой и с городским транспортом за место на дорогах, что в конечном счете только больше загружает их и загрязняет окружающую среду.

Система ASI провалилась

Система ASI (Avoid-Shift-Improve, «избегай, изменяй, улучшай»), к сожалению, пока не достигла ожидаемого успеха во многих мегаполисах: горожане оказались не готовы принять возможности, созданные для них властями города. Видимо, на этапе разработки прогрессивной модели нужды горожан не были учтены в полной мере.

Подход A-S-I был разработан в начале 1990-х годов. Он должен был структурировать меры властей и снизить воздействие транспорта на окружающую среду, тем самым улучшив качество жизни в городах.

Фото: Alejandro Luengo / Unsplash
Фото: Alejandro Luengo / Unsplash

Что происходит от вмешательства бизнеса

Городская мобильность — это та сфера, которая не просто привлекает к себе внимание, а буквально кричит о необходимости новых решений. Вполне естественно, что именно она стала главным направлением инноваций и предпринимательской активности: проблема транспорта привлекла внимание крупного бизнеса. Стали стремительно развиваться современные удобные и скоростные виды транспорта, но с их появлением вся городская система становится более модульной, разрозненной и фактически неуправляемой.

Вот несколько основных проблем, возникающих, когда вопросы городского транспорта решает бизнес.

  • Частные компании в целях получения прибыли зачастую слишком активно наращивают мощности, то есть просто увеличивают число автомобилей, поездок и так далее, не соизмеряя свои аппетиты с пропускной способностью дорог.
  • Частные поставщики транспортных услуг уделяют ровно столько внимания клиентскому опыту, сколько требует их бизнес, то есть мыслят несистемно, не осознавая свой продукт как часть единой структуры городского транспорта и в конечном счете не заботясь о комфорте всех горожан.
  • Вероятны ситуации, когда в городе два-три крупных игрока начинают делить между собой рынок. В этом случае интересы потребителей также оказываются за бортом. При вполне достойных темпах развития системы горожане рискуют оказаться в большой зависимости от транспортных компаний, мириться с неудобством и высокой стоимостью передвижений — а это уже не соотносится с целью достижения благополучия.
  • Наконец, самый неприятный побочный эффект: сложными, не связанными в единую систему транспортными сетями гораздо труднее управлять. Властям все сложнее находить оптимальные решения для регулирования нагрузки на транспортные узлы.

В целом, традиционные модели городского управления работают все хуже. Они слишком инертны, неповоротливы и не успевают за постоянно меняющимися нуждами горожан.

Преимущество системы объединения транспортных сервисов MaaS

MaaS (Mobility-as-a-Service) — один из прогрессивных путей решения проблемы с трафиком в больших городах, предполагающий создание единой мобильной платформы, объединяющей городские и частные транспортные сервисы города. Обязательное условие для внедрения концепции — прозрачное и продуманное единое правовое поле и строгие правила ценообразования.

Москва станет полигоном для испытания MaaS

Первыми полигонами для испытания системы стали Берлин и Хельсинки. На этот же путь, по всей вероятности, встает и Москва. Недавно Максим Ликсутов заявил, что в столице сформирована благоприятная среда для внедрения MaaS, то есть «надежная система общественного транспорта и активно развивающиеся сервисы совместной мобильности». Но даже он признает, что до конца 2021 года властям предстоит «крайне важный и непростой этап» — интеграция городских сервисов с частными транспортными компаниями, начиная от агрегаторов такси и заканчивая службами велопроката.

Фото: OpticalNomad / Unsplash
Фото: OpticalNomad / Unsplash

Путь горожанина как клиентский путь в бизнесе

Для оценки вклада городов в благополучие их жителей BCG использует специально разработанный комплексный показатель — индекс приверженности городу. Он определяется многими факторами, в том числе касающимися транспортной доступности.

Как показывает анализ, важнейшим фактором, определяющим приверженность, является «сквозной» жизненный опыт горожан — то, что называется «путь горожанина» (по аналогии с «клиентскими путями» в бизнесе). Какие-то из таких «путей» случаются редко, возможно даже один раз за жизнь (например, переезд на другую квартиру, посещение какого-либо объекта), но многие из них повторяются изо дня в день, и опыт в рамках них сильнее всего влияет на приверженность городу. Это, в том числе, касается сквозного опыта регулярных перемещений по городу — от планирования поездки до конечной точки маршрута.

Что дает изучение мобильности с позиции сквозных «путей горожанина»? В первую очередь, оно позволяет смотреть на транспортную систему мегаполиса не с позиции дорожных видеокамер или автобусных маршрутов, а с позиции реальных людей. Затем можно отказаться от идеи совершенствования каждой отдельной «вертикали», траты времени и денег на улучшение параметров, не значимых для конечного пользователя, и начать думать о том, что действительно день за днем отравляет жизнь пассажира или автовладельца.

Благополучие людей зависит от комфортной инфраструктуры

В 2020 году BCG провел «Опрос о качестве жизни в городах» в 70 мегаполисах по всему миру. Всего компания расспросила более 25 тыс. горожан о том, насколько они довольны различными аспектами своей жизни, включая доступность транспорта, длительность, удобство и стоимость регулярных поездок, например, к месту работы и обратно. Всего было получено более трех млн ответов.

Результаты исследования показали: уровень удовлетворенности граждан качеством дорог и повседневных маршрутов напрямую влияет на качество их жизни, а также на уровень лояльности городу. В свою очередь, города, жители которых счастливы и довольны своей повседневностью, лучше справляются с основными задачами. Это прямое подтверждение тому, что именно горожанин должен стать основным заказчиком всех инициатив и реформ в сфере транспорта.

Фото: ben o'bro / Unsplash
Фото: ben o'bro / Unsplash

Как сделать транспортную систему ориентированной на человека

Обобщая практический и управленческий опыт, перспективными видятся следующие принципы работы.

Внимание к конкретным запросам и нуждам горожан

Очевидно, что благополучие и комфорт людей больше не могут рассматриваться как возможный побочный эффект развития мегаполиса. Теперь это — первоочередная задача городских властей.

Интеграция всех элементов транспортной инфраструктуры

Полезно искать точки соприкосновения разных ответвлений городской транспортной системы. Это поможет своевременно выявить все «узкие места» и точнее спрогнозировать ситуацию с учетом роста численности населения. Интегрированные системы — MaaS, единые проездные билеты, бесконтактные системы оплаты и бесшовные маршруты — позволяют существенно улучшить ситуацию с мобильностью горожан без больших финансовых вложений.

Точечные инвестиции

В вопросах развития транспортной системы города побеждает не объем, а правильно выбранная цель вложений. Для этого необходима глубокая экспертиза, системная оценка ситуации и готовность быстро распространить удачный опыт на все смежные сферы.

Изучение и обобщение клиентского опыта

В данном случае речь идет об изучении регулярных маршрутов горожан, внимании к их инициативам и запросам. По сути гражданам нужно начать делиться с городом данными о своих предпочтениях, давать рекомендации и обратную связь, чтобы агрегированная информация помогала властям определять, где и какие проблемы возникают и как их быстро устранить.

Фото: Andy Li / Unsplash
Фото: Andy Li / Unsplash

Готовность идти путем не масштабных и громких проектов, а небольших улучшений

Мегапроекты в сфере транспорта стоит привлекать только в случае, если на уровне «горизонталей» и конкретных маршрутов уже ничего нельзя улучшить. В большинстве ситуаций, на микроуровнях есть что улучшать, и даже такой мегаполис, как Нью-Йорк или Москва в этом смысле может позволить себе не бездумное масштабирование, а точечное, бережное, клиентоориентированное решение небольших, но важных проблем.

Идеальных городов пока что не существует

В настоящий момент ни одному городу мира не удалось разработать комплексную стратегию в сфере транспорта, прямо отвечающую нуждам жителей. Хорошая новость в том, что во многих странах мира — например, в Дании — уже появились впечатляющие точечные решения.

Далеко не всегда они лежат в области экстенсивных действий, физических наращиваний и расширений. Иногда мобильное приложение или грамотная интеграция двух систем оказывается более дешевым и верным решением, чем километры автодорожного полотна или новый автобусный маршрут.

Читайте также:

Евросоюз задался целью к 2030 году сделать 100 европейских городов углеродно-нейтральными. Для чего это нужно?

Летающих машин не будет: какими станут города через 50 лет

Города-губки спасут Китай от потопов

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!