Найти тему
Почти бабушка

«Плевальщики»

Стоял жаркий июльский день. На небе не было ни облачка. Природа, казалось, притихла от жары, а деревья с поникшими ветвями, всем видом просили о пощаде. – Хоть бы ветерок подул, вслух сказал Алёшка. Он шёл по обочине дороги, а разогретый асфальт рисовал в его раскаленном мозгу картинки комиксов его трагической кончины от невыносимой жары, от чего Алёшка иногда сам себе улыбался. День у него сегодня выдался особенный, сбылась мечта - он зачислен в университет и будет учиться на агронома. Выбор профессии никогда не был для него проблемой, с самого раннего детства он знал, кем он будет, он продолжит дело отца и деда, он будет служить земле. Алёшка вырос в селе и очень гордился своей маленькой родиной.

Мимо изредка пролетали машины и Алёшка уже не надеялся сорвать джек-пот в виде попутки, как вдруг мимо, на высокой скорости пролетела машина с оглушительно громкой музыкой и затормозила в тридцати метрах от него, обдав его липкое от пота тело придорожной пылью. Из окон машины высунулись сразу два "качка". – Далеко до Харитоновки? Алёшка, как смог объяснил, как доехать, но узнав, что им по пути, "качки" предложили его подвезти. В этот момент Алёшка почувствовал сладковатый привкус страха у себя во рту, а липкий пот, почему-то стал холодным, находясь в этом позорном положении, он все же не захотел терять достоинства и неожиданно для себя согласился. Ехали молча и ситуация, как показалось Алёшке, стала напряженной, он никогда не отличался храбростью, силы в руках у него не было, да и вообще он был не похож на других ребят. От сверстников он отличался своей рассудительностью, философским отношением к жизни, к природе, короче все называли его чудаком.

Вдруг один из "качков" поинтересовался, знает ли Алёшка сколько в Харитоновке осталось жилых домов? Алёшка насторожился, но оказалось, что парни в машине – "девелоперы", они занимаются выкупом земельных участков, и поэтому едут в соседнюю деревню посмотреть земли под застройку, за разговором Алёшка рассказал, как на трассе сломался междугородний автобус, и как ему пришлось идти пешком, парни уже не казались ему такими дерзкими, как он подумал вначале, хотя разговор о выкупе земель очень огорчил Алёшку, ведь всего в нескольких сотнях километров от деревни было и его село, то место, где прошло его счастливое детство.

Село было крепким хозяйством с добротными домами, нетронутой цивилизацией природой. На обширных лугах росла пшеница, заливные луга богаты душистыми травами. Летом, Алёшка любил убегать в поля и слушать сладкоголосого жаворонка, искать его в глубине неба и щуриться от полуденного солнца. Весь мир растворялся в этой неге, так можно было лежать бесконечно долго, и забыть все дела и заботы. А вечерний закат у реки? Лазоревые облака, мазками расплываются по всему небу, и нет им ни конца и ни края. Все жители села испокон века жили на этом месте, их прадеды, деды и отцы обрабатывали землю, держали крепкое хозяйство, тем и жили.

Технический прогресс и экономический кризис не разрушили село. Молодежь, получив профессию, почти вся возвращалась обратно. За разговором быстро доехали до села.  Село встретило гостей звонким лаем собак. У ворот Алёшка увидел свою девяностолетнюю бабушку Анисию Яковлевну, которая всегда отличалась особым гостеприимством.

Дом-музей в Шушенском (фотография сделанная мной в 2007 году)
Дом-музей в Шушенском (фотография сделанная мной в 2007 году)

Нас расположили в саду под огромным дубом. Уставшие с дороги парни с огромным удовольствием пили духмяный чай с земляничным вареньем (так называла его бабушка), казалось они забыли о своей работе и растворились в радушном гостеприимстве, которого так не хватает цивилизованному человеку. Весело жужжали пчелы, которые прилетели на душистое варенье, и в саду пахло цветущими деревьями. Алёшка обрадовал бабушку своим поступлением в университет и Анисия Яковлевна, которая много повидала на своем веку, стала рассказывать о своей династии - семьи земледельцев. - Вот и Алёшка пошел по нашим стопам. Алёшка часто слушал бабушкины сказы о прежней жизни, ему казалось это какой-то сказкой, но то, что она рассказала о том, кем работал ее дед, вывело из равновесия всех присутствующих. Я из древней семьи "плевальщиков" заявила Анисия Яковлевна и гордо посмотрела на всех. У Алёшки отвалилась челюсть, а парни еле сдерживали смех, боясь обидеть милую гостеприимную старушку, но через секунду взрыв смеха потряс весь сад. - Это кого же вы всей семьей оплевывали, сквозь гомерический хохот спрашивали они наперебой. Минут десять они не могли прийти в себя, придумывая разные причины, извинялись и снова начинали истерически хохотать уже над собой. Все это время старушка спокойно с улыбкой наблюдала за происходящим со скрещенными на груди руками.

-Такая работа была, продолжала она после того, как все успокоились.

-Очень престижная.

- За хорошими "плевальщиками" из других деревень приезжали и платили им больше, чем другим работникам в несколько раз.

Сеяли таким образом репу, так как семена очень мелкие и другим способом их посадить было нельзя (не всходила репа) брали в рот семена и расплевывали на влажную пашню. За сезон дважды сажали репу, и наша семья, (как рассказывал бабушке дед) жила в большом достатке. Этой профессии учили с детства. Репу до сих пор так у нас хозяйки сеют, конечно, не в таком количестве, как сеяли наши деды и прадеды.  Сейчас такой профессии нет, и вы уже давно о ней не слышали, но она была и приносила хороший доход семье.

После рассказа бабушки все наперебой начали вспоминать старинные профессии, которые уже давно потеряли свое назначение и ушли в небытие. На душе было так тепло и уютно, солнце уже клонилось к закату, разливая свои золотистые лучи сквозь уставшие от зноя деревья. Парни нехотя покидали наш гостеприимный сад и говорили бабушке самые теплые слова на прощание, искренне удивляясь, что есть на земле еще такие люди и семейные вековые традиции, и такие места, куда хотелось бы вернуться.

У Алёшки были грустные мысли о том, что когда-то, совсем, наверное, скоро эти или другие такие же парни приедут скупать землю и в их село, называя его неперспективным, и убогим. И уйдет в небытие наше село, с его нетронутой природой, устаревшими дворами, ненужными профессиями.., но это будет потом, а сейчас Алёшке вдруг захотелось убежать к реке смотреть на закат, на это неповторимое зрелище творимое природой, которое никогда не устареет, которое никто и никогда не продаст и не купит...

#семья #образ жизни #воспитание #природа #профессии прошлого #родина