Найти тему
Deco-S

«Хочу всё знать» - советский киножурнал для «почемучек». Почему он стал никому не нужен в 2010 и почему в 2021 году возродился?

Всем привет!

И опять статья не по теме канала. Но тема то очень интересная, так что пардон!

Как же всё таки в СССР было грамотно поставлено образование. Как четко и легко нам - детям СССР давали интересную и важную, для нас "растущих не по дням, а по часам" информацию. Насколько это было увлекательно и в то же время просто. даже на самые вроде бы сложные вопросы нам давали развернутые и полные ответы. Я думаю, что многие уже поняли о чем идет речь.

Заставка киножурнала.
Заставка киножурнала.

Конечно о киножурнале "Хочу всё знать!".

Нынешнее поколение рождённое "с пальцем на гаджете" возразит: да сейчас легко можно найти любую информацию в сети. "Погуглить" только нужно. Кстати до чего неприятное слово. Ну да : а какую информацию ты ищешь? Не ответы ли на те вопросы, на которые ни один ведущий не ответит, потому как постесняется. нет. Мы дети СССР интересовались: о загадками и тайнами вселенной, устройством окружающего мира, выдающимися научными открытиями и достижениями технического прогресса, о флоре и фауне земного шара, о строении самого человека, о всевозможных природных явлениях. Думаю, что для нынешнего поколения такие интересы принудительны и обусловлены школьной программой. Не так ли?

Киножурнал-Альманах «Хочу все знать!» помнит пожалуй все старшее поколение. Познавательные, интересные, снятые в повествовательной манере выпуски, с нетерпение ждали, без преувеличения, все дети советского союза.

Орешек знаний твёрд, но всё же

мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

киножурнал «Хочу всё знать!»

Борис Долин.
Борис Долин.

2 августа 1903 года, 119 лет назад , в семье сумского торговца Генриха Долина родился мальчик, которого назвали Борисом. Первые годы жизни ничем не омрачали существования любознательного мальчишки, он был заводилой в компании, его практически никогда нельзя было застать дома, но детство закончилось слишком быстро — с началом первой мировой войны. Не было уже той беспечности, безоблачного неба, город напоминал большую перевалочную базу, через которую проходили нестройные колонны только что призванных солдат и эшелоны с ранеными. И чем глубже втягивала в свою орбиту война, тем меньше оставалось спокойствия: все чаще на углу квартала кричали мальчишки-газетчики, все тревожнее становились новости: гул недовольства нарастал…

Но и это было не самое трудное. Гораздо сложнее стало позже, в годы Гражданской войны, когда время от времени на город налетала очередная банда какого-нибудь атамана Грициана Таврического. Впрочем, пережили и это. А как только Борис повзрослел, он решил податься в Москву, где ему казалось, выжить было чуточку полегче.

Новая столица бывшей российской империи не очень-то жаловала приезжих, великодушно позволяя им самим искать средства к существованию. Борис перепробовал немало профессий, пока, наконец, не оказался в школе Бориса Витальевича Чайковского — великого режиссера немого кино. В 1918 году режиссер открыл студию (на правах частной школы), реорганизованную затем в государственное учебное заведение, которому было присвоено его имя.

Долин избрал для себя необычную стезю, после окончания киношколы он отправился работать оператором специальных съемок в лаборатории биолога В. Н. Лебедева. Этот профессор прославился на весь мир тем, что в 1912 году предложил акционерному обществу «А. А. Ханжонков и К°» создать фильм, целиком основанный на микрокиносъемке. Профессор выступил и как сценарист, и как режиссер, и как оператор фильма. В результате четырехмесячной работы он создал научно-популярный фильм «Туфелька», показывающий жизнь простейших организмов. Фильм впервые продемонстрировал микросъемку инфузорий и других одноклеточных организмов, имел большой успех и положил начало развитию отечественной микрокиносъемки.

Именно отсюда у него и появилась тяга к фильмам раскрывающим тайны мироздания, именно Борис Долин снял такие фильмы, как «Культура ткани» (1930), «Одноклеточные организмы» (1932), «Бактерии» (1936), «В глубинах моря» (1938) и ряд других. Ему было интересно, что происходит в живых организмах на уровне, не различаемом человеческим глазом…

Остается добавить, что с 1953 года Борис Генрихович преподавал во ВГИКе, а с 1958 по 1976 годы руководил мастерской режиссуры научно-популярного кино. Организатор и в 1959—1976 гг. художественный руководитель творческого объединения детских и юношеских фильмов «Центрнаучфильм», где руководил выпуском киножурнала «Хочу все знать» (Ломоносовская премия, 1968). Вот только краткая выдержка вопросов из тех выпусков киножурнала, которые были поставлены в эти годы: «Зачем придумали зеркало?», «Как были придуманы буквы?», «Почему в разных странах Новый Год начинается в разное время?», «Почему боятся черных кошек?», «Почему у кипящего чайника подпрыгивает крышка?», «Что значит поговорка „заруби себе на носу“?», «Как появились деньги?», Чем не темы для «Школы жизни»? Кстати, у Долина были припасены ответы на самые каверзные вопросы. В те времена различных детских энциклопедий было очень мало, так что «раскалывать орешек знаний» детям и подросткам очень нравилось.

Каждый сюжет журнала — это страничка увлекательной энциклопедии, позволяющей юному зрителю найти ответ, казалось бы, на простой, но очень важный вопрос, это была небольшая серия, в которой в доступной для детского понимания форме рассказывалось о различных явлениях, главных человеческих изобретениях, научных открытиях, происхождении известных афоризмов и т. д. Сначала «Хочу все знать» показывали лишь в кинотеатрах перед основными сеансами – этакий разогрев для зрителей. Позже фильм стал демонстрироваться как отдельный научно-популярный сборник, а затем появился и на экранах телевизоров.

Первая 10-минутная серия киножурнала появилась в 1957 году. По мнению редакторов, 10 минут – вполне достаточное время для того, чтобы преподнести детскому мозгу удобный для запоминания кусочек информации.

Фирменная «фишка» киножурнала заключалась в том, что в нём не было ведущего, точнее, он присутствовал лишь в виде закадрового голоса. На экране показывались только познавательные сюжеты, а голос за кадром комментировал происходящее и выдавал для ребят любопытные факты.

Знаменитые по сей день слова «орешек знаний твёрд, но всё же…» придумал поэт Игорь Раздорский. В начале каждой серии под этот забавный стишок шел небольшой мультик, в котором советский мальчик пытался расколоть этот самый «орешек знаний».

Взрослые зрители тоже с не меньшим интересом смотрели каждую новую серию киножурнала и часто признавались, что и они узнавали для себя много нового из «Хочу все знать», хотя передача была нацелена на детскую аудиторию. В научном киножурнале рассматривались действительно интересные факты: как производится стекло, почему огонь горит, кто изобрел жвачку, как делают ёлочные игрушки и др. Согласитесь, вам было бы тоже интересно узнать ответы на эти вопросы даже будучи взрослыми. Более того, фильм проводил увлекательные киноэкскурсии туда, куда обычному человеку попасть было невозможно: на заводы, фабрики, в шахты, научно-экспериментальные лаборатории и даже… в космос!

Примечательно, что после развала СССР «Хочу всё знать» остался одним из немногих проектов, успешно переживших смутные 90-е годы, когда советское кино находилось в глубоком творческом и финансовом кризисе. Киножурнал просуществовал до 2010 года, последние 5 лет им уже руководила Наталья Касьянова. За всё время в свет вышло 335 серий «Хочу все знать».

Постер возрождённой передачи.
Постер возрождённой передачи.

Киностудия имени Горького перезапустила научно-популярный киножурнал «Хочу все знать!».

Новые серии появились в сети 1 июня. В день премьеры на КиноПоиск HD должны были выйти сразу три серии.

Всего в первом сезоне будет 36 эпизодов. Одна серия длится 12 минут, в ней покажут три сюжета на разные темы.

Отмечается, что новая заставка для сериала оформлена в стилистике аниме. Песню для заставки сочинила и исполнила певица Монеточка, а музыку написал саунд-продюсер Витя Исаев. Над проектом работают профессиональные журналисты, научные консультанты и редакторы.

Меня радует такая новость, потому что наконец то появилась программа нацеленная именно на детскую аудиторию.

Киножурналы «Хочу все знать!» до сих пор не потеряли, и вряд ли потеряют актуальность. Любой ребенок нет-нет, да и спросит у родителей: «Откуда берутся сны?»

На этом у меня всё. Спасибо за ваше время. Удачи вам, здоровья и всего самого хорошего.