Виктор Чижиков — ярчайший представитель послевоенного поколения мастеров книжной иллюстрации. С конца 50-х годов и до последних лет он рисовал для детей и для взрослых — книжки, карикатуры, шаржи, смешные рисунки для журналов… Широкую известность художник получил как автор талисмана Московской Олимпиады-80, олимпийского Мишки, но как иллюстратор был известен задолго до этого — как у нас в стране, так и за рубежом, где он также многократно издавался. Чижиков одним из первых отечественных художников награждён престижнейшим дипломом имени Андерсена за книгу «Доктор Айболит».
На книгах с его рисунками для издательств «Малыш», «Детская литература», журналах «Мурзилка», «Весёлые картинки» и других выросло уже не одно поколение. Герои многих популярных детских книг полюбились читателям именно такими, какими изобразил их Чижиков: обаятельными и человечными, наивными и смешными.
Неиссякаемый оптимизм, простота в общении, добросердечие и открытость — то, чем всегда поражал Виктор Александрович коллег и друзей. В одном из последних интервью, вспоминая тяжёлое детство в эвакуации, художник поделился:
Я всё время рисовал, рисовал столько, сколько хотел. И до сих пор у меня остался тот эвакуационный альбом. Это просто чудо. А счастливым… Счастье складывается из мелочей, нужно просто их видеть. В самое тяжёлое время видеть.
Гениальный иллюстратор, Чижиков обладал уникальным даром наделять отрицательных персонажей забавными и добрыми чертами. Даже ужасный Бармалей из «Доктора Айболита» у Чижикова держит под подушкой журнал «Мурзилка». Художник считал, что с настоящим злом ребёнок еще успеет познакомиться позднее. Как в книгах, так и в реальной жизни. Поэтому в мире его иллюстраций зло совсем нестрашное. Это и есть универсальный способ победы над ним — не бояться. И смех здесь — главное оружие:
На иллюстраторах, особенно детской книги, держится огромный пласт культуры: первые шаги ребёнка связаны не столько с текстом, сколько с картинками. Юмор в детских иллюстрациях очень нужен.
Это всесокрушающее чувство юмора и определило его будущую специальность. Чижиков начинал с карикатур в знаменитом «Крокодиле» и других юмористических журналах. На эту работу его, 19-летнего, «благословили» легендарные Кукрыниксы (творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР и народные художники СССР). Талантливые шаржи появились благодаря умению схватывать детали, а оно в свою очередь выросло из живого интереса к людям.
Свой творческий путь Виктор Александрович называл чистым упоением, подарком судьбы. Его лучшие друзья были Евгений Монин, Вениамин Лосев, Владимир Перцов — также детские художники первой величины.
«Путешествие вокруг света» — сборник рисунков, которые создавал Виктор Чижиков с 1959 по 2002 год, работая в журнале «Вокруг света» в рубрике «Пёстрый мир». Его друзья-поэты вдохновились забавными зарисовками в стиле «их нравы» и решили написать книгу, составленную из поэтических подписей к иллюстрациям художника. Получилось Большое путешествие Виктора Чижикова и его друзей вокруг света. Свежие, остроумные комментарии Андрея Усачёва, Марины Бородицкой, Антона Березина, Галины Дядиной, Игоря Жукова, Григория Кружкова, Сергея Махотина, Михаила Першина, Бориса Салибова, Тима Собакина, Михаила Яснова...
В редакции «Малыш» выходят и другие замечательные книги с иллюстрациями великого художника в серии «Лучшие книги художника»:
«Вниз по волшебной реке» Э. Успенского — история о пионере Мите, который попал в Тридесятое царство, где помог Бабе Яге и отстоял свободу и справедливость.
«Аля, Кляксич и буква "А"» И. Токмаковой — две сказочные повести «Аля, Кляксич и буква “А”» и «Может, Нуль не виноват?», которые задумывались как весёлые учебники. У каждой буквы и цифры — свой характер. Например, буква Б торгует бубликами, а знак Минус любит всё отнимать, когда надо и когда не надо.
«Дядя Федор, пёс и кот» Э. Успенского — повесть о самостоятельном мальчике и его друзьях. Дядя Фёдор в рисунках Чижикова веселее, смешливее. Печкин противнее. Матроскин — хозяйственнее. Ну а Шарик простодушнее :)