Найти тему
Автоэкзотика

Автобусная эпопея Северной Кореи

КНДР известен своими троллейбусными заводами, в первую очередь это объяснимо постоянным дефицитом топлива, однако не все догадываются о существовании в стране и автобусных производств, давайте же с ними познакомимся.

Первым выпускать автобусы начал, внезапно, Пхеньянский Троллейбусный завод. Началось всё с аналога отечественного КАвЗа, который в Северной Корее получил имя Пхеньян-70.

Pyonyang-70 (1958) Базировался сей агрегат на компонентах небезызвестного Sungri-58, из-за чего приобрел внешнее сходство с советскими КАвЗ-651 (В девичестве ГЗА-651). Интересно, что производство КАвЗ-651 совпало с годом начала выпуска «Пхеньяна». Кстати, о цифрах. Совершенно неясно по каким причинам модель получила этот индекс. Согласно данным сайта Chinesecars.com, производственная жизнь Pyonyang-70 закончилась аккурат в 1970 году. Совпадение? Или же просто кто то ошибочно указал индекс? Пока что ответить на этот вопрос не представляется возможным. На крыльях же сохранились оригинальные надписи «Sungri-58».

Кстати, о «производственной жизни» — она не совсем производственная. Выпуск выглядел так — готовое шасси и кабину везли на Пхеньянский завод, после чего, подрезав кабину, устанавливали оригинальный кузов. Никаких хитростей, на тот момент это было весьма простое и эффективное решение. Интересно, что на базе модернизированных Sungri-58KA образца 1979 года подобного рода автобусы не производились.

Pyonyang-69 (1969) Загадочный автобус, который производился на Пхеньянском Троллейбусном Заводе. Эта модель полна загадок, мы не знаем, когда она прекратила свою конвейерную жизнь, точно не знаем техническую часть и т.д. Но, Pyonyang 69 подозрительно похож на Pyongyang 9.25 образца 1963 года. Не исключено, что 69-й это модернизация старой конструкции. От этой мысли уже можно отталкиваться. При таком условии в качестве ходовой части наверняка выступил Sungri-58. Соответственно двигатель и трансмиссия тоже достались от грузовика.

Однако, проведя небольшое расследование, появилась ещё одна версия происхождения автобуса, куда более правдивая. Pyonyang 69 весьма сильно похож на Skoda 706 RTO. Совпадает количество боковых окон, бездисковые колёса, схожие фонари. Отличия только в более простых декоративных элементах. Данные о поставках или какой-либо закупке лицензии, разумеется, отсутствуют. Но факт остаётся фактом, чешские специалисты, судя по всему, приезжали на Pyonyang Trolleybus Works. В этом случае Pyonyang 69 наверняка получил чешский дизель Š.-706 RT.

Но до какого же года Pyonyang 69 выпускался? Ответ на этот вопрос наверняка лежит на поверхности. Если рассмотреть автобусную линейку завода, то мы увидим, что следующая модель начала производиться с 1973-го. Предположим, что именно этот год стал окончательным для Pyonyang 69. Других догадок просто напросто нет.

Pyonyang 73 (1973) Этот весьма интересный автобус стал наследником Pyonyang 69. Однако, сразу же видно, что 73-я модель имеет куда меньшие размеры. Да и ходовая часть отчётливо напоминает оную от Sungri-58. В отличие от своего предшественника, Pyongyang 73 не имеет известного прототипа. Однако, не исключено, что он был создан с оглядкой на подобные китайские машины.

Pyonyang 73 предположительно выпускался до 1977 года. Откуда такие мысли? Есть догадка, что производство перспективных среднеразмерных автобусов было перенесено из Пхеньяна в Чхонджин, на новое предприятие, которое имело название Chongjin Bus Works, которое и запустило сборку машин с в 1977-м. Разумеется, это не последний автобус Пхеньянского завода, однако новые модели Pyonyang появились несколько позже.

Pyongyang-871 (1987). Подробности отсутствуют. Вероятно строился на базе японских автобусов. Судя по всему, производился и под именем Jipsam-88 на Чхонджинском автобусном заводе со слегка изменённым оперением передка. Порой разобраться кто из них кто затруднительно.

Pyongyang-77/Jipsam-77 (1977) Этот автобус является развитием идей, которые были заложены в Pyongyang-70, являющимся аналогом КаВЗ-651. Здесь же в качестве прототипа явно прослеживается более поздний советский ПАЗик. Причём Пхеньян-77 появился даже раньше, чем ПАЗ-3205. Оба автобуса имеют весьма схожие черты, несмотря на то, что кореец явно вдохновлён ПАЗ-672. А вот ходовые явно отличаются. Пока что нет оснований предполагать, что Пхеньян-77 имеет что-то более современное, чем ходовая часть и двигатель от Sungri-58, а вот ПАЗик базировался на куда более современном ГАЗ-53, что давало ему существенное преимущество в динамике. Но мы не исключаем того, что СССР поставлял машинокомплекты ПАЗа в КНДР, где ставился оригинальный кузов.

В скором времени производство дополнительно было освоено на Чхонджинском автобусном заводе. Там он получил название Jipsan-77, что переводится как "Сбор" или "Распределение". Информации о том, до какого времени производилась эта модель нет.

Jipsam-82 (1982) Дальнейшее развитие концепции 77-й модели. Данный автобус уже считается самостоятельной разработкой Чхонджинского завода. Изменения относительно предыдущей версии неизвестны, а внешне малозаметны, однако, если учесть, что автобус является примерно ровесником ПАЗ-3205, то нельзя исключать, что он является корейской версией советского ПАЗа.

Как многие знают, в 90-е годы страну настиг жесточайший кризис, а поставки топлива упали до совершенно смешных показателей, в результате чего было совсем не до постройки новых автобусов, а некоторые существующие спешно переделывали в троллейбусы. Поэтому действительно новые модели автобусов появились только в наше время.

К примеру, вот несколько современных автобусов Jipsam, к сожалению их названий мы не знаем.

Один из проектов предприятия
Один из проектов предприятия

Впрочем, некоторые неизвестные автобусы попадались на фотографии и раньше, причём даже завод-изготовитель распознать не удалось.

И напоследок затронем современную автобусную продукцию Пхеньянского троллейбусного завода.

Pyongyang-191/192 (2020) Двух- и одноэтажные автобусы «Пхеньян-191/192» являются самой современной разработкой КНДР в сфере дизельного общественного транспорта. Однако это не оригинальный проект. В основе новых «Пхеньянов» китайские автобусы Zhongda Jinling 20-летней давности. В КНДР они получили новый, более современный экстерьер.

На этом всё, подписывайтесь и ставьте лайки, если хотите более частого выхода новых материалов по экзотическому автопрому.