Найти в Дзене
Чтец смыслов

ПУТИ СПАСЕНИЯ

Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский и Павлодарский

Задачей каждого подвижника является прежде всего очищение своей души от всего нечистого, дабы возможно было приблизиться к Господу Богу. Для сего необходимо освободиться от всех страстей греховных и победить свои духовные немощи. Средствами борьбы служат по преимуществу внешние подвиги. «Даждь кровь — и приими Дух», — говорят подвижники. Чем более радетель спасения делает успехов, чем более просветляется у него духовный взор, тем он строже относится к себе, тем более усматривает в себе недостатков. <…>

Тонкие духовные падения происходят у нас при всяком познании добра и зла. При суждении о других людях мы познаем чужое добро и зло и в познании чужого зла обычно согрешаем. Перебирая наши собственные качества, мы также познаем добро и зло и в познании собственного добра падаем. Для охранения от падения при познании чужого зла и собственного добра необходимо стремление, которое в соединении с познавательной мудростью дает собой смиренномудрие. Это есть вожделеннейшее и спасительное качество всех подвизающихся о Господе. <…>

Кроме порочности духовное расстройство нашей природы выражается в потере самообладания под миром собственных наших мыслей и чувств. Здесь именно первый горький плод первородного греха. <…> Ярче всего выступает это расстройство в деле молитвы. Кто из нас не наблюдал над самим собой, как трудно бывает прочесть самую краткую молитву до конца, чтобы в это время помыслы суетные и грешные, как бы некоторое средостение, не встали между нашей душой и Господом Богом? Возвращение свободы от тирании помыслов, возможность чистой неразвлеченной молитвы есть тот вожделенный успех, которого добиваются все подвижники. Это есть то, что именуется у подвижников собранностью и трезвением духа. <…> единичной человеческой личности недоступно полное совершенство, недоступны все вместе добродетели. Человеческое сознание, подобно хрустальной призме, в себе преломляет и разлагает луч Божественной истины. Затем, усвояя из разложенного доступное посредством личного подвига, оно вынаруживает красоту которой-нибудь одной из сторон Божественной истины. Применительно к сему преподобный Серафим Саровский дает такое остроумное наставление своему собеседнику: «Стяжавайте благодать Духа Святого всякими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают. Примерно: дает вам больше благодати Божьей молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает вам Духа Божьего пост — поститесь; более дает милостыня — милостыню творите. Таким образом, о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте». <..>

Мы видим, таким образом, что в путях ко Господу много точек исходных, но одна цель. Сколько есть отдельных личностей, столько бывает путей в начальной стадии, но все пути сходятся потом в одну дорогу. Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14: 6), сказал Господь Христос.

1913 год