Более 50-ти миллионов проданных книг, мировая известность и различные экранизации произведений. Сегодняшняя статья будет о талантливейшем писателе - Борисе Акунине. Акунин – один из самых известных российских писателей. Он разноплановый автор, пишет в различных жанрах (антипод большинства современных писателей).
Наверное, вы не раз слышали о детективах Эрасте Фандорине и Пелагии. Может, вы читали серию книг «История Российского государства»? Все эти книги признанная классика российской литературы. Но знаете ли вы, кто есть Борис Акунин? Как в нем проснулся талант писателя? В каких жанрах он пишет? Все это я постараюсь описать в моем посте, посвященному этому потрясающему автору.
Биография автора
Борис Акунин – это всего лишь псевдоним. Истинное имя данного писателя - Григорий Шалвович Чхартишвили. Григорий родился в небольшом грузинском городке, в семье артиллериста и учительницы русского языка. В 1973 году будущий беллетрист Акунин окончил школу и поступил в Институт стран Азии и Африки. Учился там до 1978 года. Окончив университет, он заинтересовался японской культурой и приступил к переводу изданий японских авторов, в частности Кэндзи Маруяма, Синъити Хоси, Мисима Юкио и др. По словам Чхартишвили, он все свое детство проводил в библиотеке. Читал только историческую литературу, еще с детства интересовался Алексеем Толстым и Генрихом Манном.
Начало карьеры
С 1998 года Григорий Чхартишвили пишет художественную прозу под псевдонимом «Борис Акунин». Японское слово «акунин» не имеет адекватного перевода на русский язык. Приблизительно его можно перевести как «злой человек», «разбойник», «человек, не соблюдающий законов». Подробнее об этом слове можно узнать в одной из книг Б. Акунина «Алмазная колесница». Однако, документальные и критические работы Григорий пишет под настоящим именем.
Успех
Огромную популярность Борису Акунину принесла его серия произведений “Приключения Эраста Фандорина” (другое ее название — “Новый детективъ”). Первые ее книги “Азазель”, “Турецкий гамбит” и “Левиафан” сразу же сформировали круг почитателей литературного таланта писателя. Акунин - неординарный писатель, так что каждая книга была неким экспериментом. Эраст Фандорин – настоящий аристократ из старинной дворянской семьи. Эраст Петрович хорош собой, у него безукоризненные манеры, он пользуется успехом у дам, хотя всегда одинок. Фандорин не обладает феноменальным интеллектом или особым подходом, но он умен и наблюдателен, что делает его рассуждения понятными и интересными для читателя.
В серии книг о Фандорине автор экспериментирует с различными поджанрами детектива. Например, «Левиафан» - это герметичный детектив (то есть действие происходит в замкнутом пространстве, а круг подозреваемых четко очерчен), а следующий за ним «Смерть Ахиллеса» представляет собой великосветский детектив. К счастью поклонников его творчества, данный цикл еще не завершен. Также, скоро состоится анонс сериала от BBC по приключениям Эраста Петровича Фандорина.
После успеха Фандорина, Борис решил отойти от этой серии и перейти к новой части своей библиографии – Пелагии. В 2001 году, Акунин выпускает книгу «Пелагия и белый бульдог». Книга повествует о приключениях монахини Пелагии. Пелагия наделена необычайной интуицией, позволяющей успешно расследовать жуткие преступления. Всего, про монахиню вышло три книги и одна экранизация. Благодаря оригинальному сочетанию детектива, приключений и религиозной тематики, эта работа получила множество положительных отзывов и попала в список бестселлеров.
В серии «Жанры» создатель представил читателям несколько разных форматов беллетристического направления. В «жанрах» происходит некий литературный эксперимент. Наверное, Акунин решил отдохнуть от звания «Короля детективов» и окунутся в мир фэнтези (Детская книга для мальчиков), приключений(Шпионский роман) и фантастики ( «Фантастика»). Также, в это время выходит еще одна серия книг - «Приключения магистра». Это детектив, события которого происходят параллельно в двух временах: в наши дни и в XVII веке. Лично мне, очень нравится этот период в творчестве Григория, так как в «жанрах» и «Приключения магистра» проявляется весь талант Акунина и его «авторская ненасытность».
Новое творчество
"История российского государства" в авторстве Бориса Акунина – это одноименный бестселлер, многотомный ответ на вопросы. Книга создана для людей, которые хотят лучше узнать историю России, но сложно воспринимают академическую подачу. Создавая проект, Борис Акунин преследует цель - просто и доступно пересказать историю объективным свободным диалектом. «Когда задается вопрос, кто виноват, сразу находится масса ответов: виноваты эти, нет, виноват Сталин, виноваты большевики, нет, виноваты Романовы. Начинаешь думать, и уходишь все дальше и дальше в прошлое.» Акунин в конце концов решил, что уйдет в самое начало, к самым истокам, и пройдет по всей этой канве. Он решил, что напишет историю России глазами не историка, а писателя. Григорий пытается понять, почему у нас такое государство, какое оно есть. Что в нем хорошего, что в нем плохого.
В 2007-2011 годах Борис Акунин создал десять небольших зарисовок, объединенных в цикл “Смерть на брудершафт”. Сам автор охарактеризовал эту работу как роман-кино. Цель создания этой эпопеи — включить воображение читателя, чтобы он представил все происходящее в виде киноленты у себя перед глазами. Историческое время, охватываемое книгами — Гражданская война и революция 1917 года. В каждой главе показана та высокая степень отчаянья, трагичности, жестокости, которая была присуща времени гибели великой империи. В повести "Операция "Транзит"" рассказывается об отправке в Россию в знаменитом запломбированном вагоне личности, призванной изменить ход русской истории. "Батальон ангелов" посвящен трагической истории первого в России женского батальона смерти.
Эксперименты
11 января 2012 года Борис Акунин в своём блоге в «Живом журнале» подтвердил, что именно он является автором, скрывающимся под псевдонимом Анатолий Брусникин и Анна Борисова. Брусникин является автором исторических произведений “Девятный Спас”, “Герой иного времени” и “Беллона”. Псевдонимом с женским именем Григорий подписал свои романы с оттенками мистики, фантастики и психолого-философского реализма “Там…”, “Креативщик”, “Vremena goda”. Эксперимент оказался не провальным, но и не блестящим, и в начале 2012 года Акунин завершил его — чтобы начать еще более масштабный и амбициозный. С 2012 года, автором была придумана еще одна серия книг под названием "Семейный альбом". Книги данной серии показывают уже иного Акунина – философа, мыслителя, повзрослевшего автора. Работы представляет собой сложную связь философских размышлений с художественной прозой. Хотелось бы, конечно, какого-нибудь позитива, но это серия является более осмысленным творчеством автора.
"Судьба любит подшутить над теми, кто слишком заботится о своём достоинстве."
Блог
С недавних пор, Григорий осовременил свое творчество, создав свой блог посвященный истории. Главным плюсом блога, автор считает: живое общение с поклонниками, возможность публикации кратких рассказов и статей. Сейчас в его блоге уже более 150 тысяч подписчиков. Специально для заинтересованных, я оставляю ссылку. Подпишитесь – не пожалеете.
Политические взгляды
Григорий Чхартишвили неоднократно критически высказывался против действующей системы российской власти. Так, в частности, в одном из своих интервью он назвал Владимира Путина императором Калигулой, «которые предпочитает, чтобы его больше боялись, чем любили». Кроме того, он неоднократно говорил о своем негативном отношении к идее «вечного правителя». В последние годы, впрочем, писатель принимает участие и в некоторых общественно-политических акциях. В 2011 году он выступил с критикой фальсификации выборов в Госдуму, в 2012 становится одним из учредителей Лиги Избирателей. Акунин публично поддерживает оппозиционера Алексея Навального. В 2012 году вместе с писателями Быковым и Улицкой подписывает открытое письмо с протестом против закрытия иностранного фонда «Династия».
"Главная проблема не в человеке по имени Владимир Путин. Главная проблема в мозгах населения. До тех пор пока люди не поймут, что им дурят голову, пока они не повзрослеют, пока они не начнут мыслить самостоятельно… Если я могу чем-то в этом поспособствовать… но я могу сделать это только при помощи слова. Сейчас, у меня такое ощущение, в России период политики временно закончился. Это такое затишье, но я боюсь, что это затишье перед бурей."
Зарубежные критики о Борисе Акунине
Секрет успеха Акунина — выбор момента. Россиянам всегда недостает середины — центристской силы в политике, среднего класса, литературы, рассчитанной на обывателя. Недостаток стабилизирующего центра привел к некоторым драматическим «заносам» в их истории, но теперь они уже по горло сыты театральными моментами и яркими цветами и предпочитают экспериментировать, по крайней мере сейчас, с такими экзотическими вещами, как зарабатывание денег и обычная повседневная жизнь. Сюда входит и чтение, но лишь как способ отвлечься и развлечься, а не для поисков «истины», каковую им раньше обещали как правящий режим, так и подпольный самиздат. А еще россияне, по самым разнообразным причинам, стремятся воссоединиться с дореволюционным прошлым, образ которого был столь искажен советской пропагандой. Романы Акунина удовлетворяют всем этим потребностям. Их действие происходит в России, которой правят цари, в смысле языка они пародируют стиль XIX века. Каждая глава снабжена подзаголовком (например, глава первая, «в которой описывается некая циничная выходка»), а сыщика, стоящего в центре повествования, автор постоянно называет «наш герой» — элементы, которые или позабавят, или будут раздражать, в зависимости от вкуса читателя.