Прочитать книгу хотелось с начала января, когда при подведении итогов минувшего года узнала, что "Безмолвный пациент" стал одной из самых продаваемых книг 2020. Как-то все не осуществляла желание: что-то все время мешало.
В первые дни отпуска наконец взяла книгу в руки. Понравилось ли? Трудно сказать. Первые главы давались тяжело, медицинская терминология перемежевывалась с психиатрической, да и в целом сюжет не развивался. Словно затянутое вступление в детском сочинении.
Идея- 10 баллов
Идея на самом деле хороша. Героиню обвиняют в убийстве мужа, но ни во время следствия, ни во время суда она не произнесла ни слова. Не заговорила она и в течение 6 лет, находясь на принудительном лечении в психиатрической лечебнице. Прозрачное название - "Безмолвный пациент".
Эпиграф к роману отсылает нас к древнегреческой трагедии Еврипида "Алкеста". И на протяжении всего повествования обыгрывается идея ИСКУПЛЕНИЯ через молчание.
"Алисия - молчаливая сирена, которая заманивает нас к скалам, где наша уверенность в собственном высоком профессионализме разбивается в щепки".
Сюжет - 7 баллов
А вот реализация "подкачала". Во-первых, первые две части были откровенно скучными. Если бы не формат аудиокниги (слушала по дороге на работу/с работы) и не разрекламированное "САМЫЙ НЕОЖИДАННЫЙ КОНЕЦ" (к тому же у Еврипида действительно финал чуть ли не важнее всей трагедии), вряд ли дочитала бы.
Историю пациентки Алисии мы узнаем из её Дневника. Не новый в общем-то приём, но действует всегда безотказно: так внутренний мир героя ПОСТИГАЕШЬ, узнавая тайны, даже те, о которых не скажешь никому. И постепенно идеальная на первый взгляд жизнь Алисии приоткрывает завесу психологической травмы, корни которой уходят в детство.
"Иногда трудно понять, почему ответы на то, что случается с нами в настоящем, необходимо искать в прошлом".
На фоне истории пациентки - история жизни рассказчика, врача-психотерапевта Тео Фабера. Автор, имея греческое происхождение, не просто так нарек своего героя подобным именем. "Теос" с греческого - "бог", "божественный". Почему-то сразу об этом подумала, когда герой-рассказчик представился.
"Я – Тео Фабер. Мне сорок два года. Судебным психотерапевтом я стал из-за того, что крупно облажался. И это чистая правда, хотя, конечно же, это не то, о чем я говорил на собеседовании".
Несмотря на то что так начинается вовсе не первая глава (третья!), я сразу заподозрила скрытый нарциссизм героя.
И порадовалась потом, что интуиция и начальные знания ономатологии не подвели меня.
Герои, хоть и разделены профессиональным барьером, похожи: трудное детство, сложные отношения с отцами, предательство.
"Убийственная ярость, гнев, доводящий до преступления, – не сиюминутные явления. Все это появляется еще до памяти, в далеком мире детства, где насилие и жестокое отношение, которые взрослые вправе причинять маленькому ребенку годами, копятся, пока не происходит взрыв, зачастую направленный не на ту цель".
Дневник героини - события ДО убийства. Мы узнаем, чем жила Алисия, что ей было интересно. Читая его, все время думаешь: здесь обязательно скрыты причины трагедии, значит, надо быть внимательным. И все равно нужная деталь ускользнула от меня.
История Тео дана так, будто происходит вот сейчас, в этот момент. Так ли это? В этом ответе - загадка неожиданного финала.
Так о чем же роман? Об убийстве и в ответственности за него? Пожалуй, нет.
Здесь любовь и страсть. Измена и предательство. Жизнь героев рассыпается, как карточный домик, под влиянием чувств.
Это книга о любви. Вернее, о том, как не хватает этого чувства, к чему может привести предательство любви.
"Труднее всего, Тео, осознать, что нас не любили тогда, когда мы больше всего в этом нуждались. Ужасное ощущение - боль человека, которого не любили".
Герои - 8 баллов
На протяжении всего романа напрягали несостыковки не только сюжетной линии, но и в обрисовке характеров. Для одаренной художницы Алисия слишком равнодушна, что ли. А Тео для своего имени и собственных амбиций недостаточно уверен в себе.
Второстепенные персонажи нарисованы несколькими штрихи, и тоже далеко не всегда удачно. Скорее, схематично, чем глубоко.
Язык - 8 баллов
Нет особых претензий к переводчику. Как нет и восторгов от красоты речи, каких-то оборотов. (Разве что запомнилось сравнение "её молчание подобно зеркалу").
Общий балл - 33 балла
Да, развязка интересная, финал не совсем ожидаем. И это, пожалуй, главные достоинства романа.
"Наверное, ловить исчезающие снежинки - это как ловить счастье, когда овладение в итоге ничего тебе не даёт".