Как-то я вам рассказывала об удивительном памятнике удивительному человеку, выдающемуся русскому хирургу, ученому Федору Григорьевичу Углову - бронзовая фигура доктора, склонившегося над пациентом, а на пьедестале высечены слова: «Труд врача - в высшей степени гуманен и благороден».
Напомню: Федор Григорьевич Углов, прожив долгую жизнь (103 года), занесен в Книгу рекордов Гиннеса как самый долго практикующий хирург планеты, имеющий самый продолжительный стаж хирургической работы – 65 лет (одну из своих последних операций он провел накануне своего столетнего юбилея).
Для нас, своих потомков, Федор Григорьевич Углов оставил памятку российского долгожителя (вы можете прочитать ее на нашем сайте в публикации «Заветы Федора Григорьевича Углова»).
https://lifewow.ru/borba-so-stareniem/579-zavety-fedora-grigorevicha-uglova
А сегодня я хочу еще немного рассказать вам об этой уникальной личности и рассказать устами его вдовы Эмилии Викторовны Угловой-Стрельцовой.
О своем муже, с которым они прожили 44 года (до самой его смерти в 2008 году), Эмилия Викторовна может говорить часами.
Их знакомство было случайным, в Ессентуках в санатории «Шахтер», когда Федору Григорьевичу было уже 60 лет, а Эмилии Викторовне – 28, но это знакомство, как будто было предначертано кем-то свыше.
Федор Григорьевич был универсальным человеком, будучи гениальным хирургом и ученым, никогда не замыкался в рамках своей профессии, никогда не забывал о семье, был не чужд бытовых проблем, помогал знакомым и незнакомым людям и был влюблен в русскую поэзию (до самых последних дней томик стихов Пушкина лежал у него на тумбочке).
А теперь несколько ответов Эмилии Викторовны на вопросы о жизни хирурга Федора Углова.
1.Как питался Федор Григорьевич, придерживался ли он каких-либо диет?
- Никаких диет не было, Федор Григорьевич ел все, но понемногу, например, на обед съедал 3-4 половника супа, а если в нем было мясо, то от второго блюда отказывался.
Никакое сбалансированное питание не признавал, ел и мясо (заменяя его в пост рыбой), и яйца, и творог.
Будучи сибиряком, отдавал предпочтение мясу и очень любил пельмени, говорил: «я не кролик, чтобы сидеть на овощах, у нас они в Сибири не росли».
Был знатным грибником, но сам грибы не ел (слишком тяжелы они были для его желудка, перенесшего блокаду).
Никогда не курил и не пил, в семье царил сухой закон.
Федор Григорьевич всю жизнь старался быть в форме и сохранял стабильный вес (70 кг при росте 170 см)
2. Делал ли Федор Григорьевич зарядку, занимался ли физкультурой и каким образом поддерживал хорошую форму?
- Нет, зарядку не делал, так как считал это пустым времяпровождением.
Гораздо полезнее, по его мнению, была какая-нибудь работа по дому, он пылесосил, колол дрова и расчищал снег на даче, много ходил пешком, а зимой совершал лыжные прогулки.
На протяжении многих лет обливался холодной водой и железно соблюдал режим, ложился всегда в половине двенадцатого часа, а вставал в половине восьмого без будильника (никаких ночных посиделок), считал, что ночь дана человеку для сна.
А еще Федор Григорьевич Углов был оптимистом, домой с работы всегда возвращался радостным, старался никогда не огорчать домашних плохими вестями (только положительные эмоции), в доме все сияло с его приходом!
Любовь к профессии и людям помогала ему жить.
3. А каким Федор Григорьевич Углов был водителем?
- Водил Федор Григорьевич машину артистично, плавно, не любил быструю езду и обгоны, ездил со скоростью 70-80 км/час (не больше), за рулем никогда не отвлекался и других к этому призывал.
Зачем рисковать?
За рулем был до 97 лет (долго была «Волга», потом «Ниссан»), но после нарушения сердечного ритма, случившегося однажды во время перелета, больше за руль не садился.
4. Федор Григорьевич не любил рок-музыку, и одна из заповедей - защити детей от разрушающей здоровье музыки.
- Да, Федор Григорьевич выступал против рок-музыки, но делал это совсем не огульно.
Он изучал научные работы о негативном влиянии такой музыки на печень, сердце и мозг.
Откуда берут истоки громкие ритмы?
Оказывается, в древние и средние века осужденных вели на казнь под ритмичные удары барабанов, таким образом, громкие звуки подсознательно воспринимаются, как звуки тревожные, вызывая в человеке бессознательный страх, возбуждение и отрицательно влияют на его здоровье и психику.
Согласно статистике (данные докторов медицинских наук В.Анисимова и Г.Жаринова) рок-музыканты живут в среднем в полтора раза меньше, чем музыканты классические.
Но при этом, Федор Григорьевич Углов очень любил петь сам и любил слушать русские народные песни, особенно сибирские.
5. Не боялся ли он сам пойти на прием к врачу (как советовал всем нам)?
- К врачам обращался вовремя, и ко мне, и к другим специалистам (хотя признавался, что тоже не любит лечиться, как и все мужчины).
Но еще больше Федор Григорьевич не любил болеть.
Таблетками не злоупотреблял, но любую ранку, царапину сразу дезинфицировал спиртом, чтобы не было нарывов, места ушибов тут же обрабатывал йодом.
А ещё ежегодно, на протяжении многих лет, проходил курсы уникального массажа у друга семьи, питерского доктора Виталия Александровича Копылова.
Федор Григорьевич страдал редким заболеванием - синдромом Меньера (воспалением среднего уха, вызывающим головокружение, причины которого до сих пор медицине точно неизвестны).
Возможно, в данном случае, это болезнь являлась последствием перенесенного в 20-х годах тифа, последствием Ленинградской блокады или фронтового ранения.
6. Академик Лео Бокерия рассказывал, что на свое столетие Федор Углов даже танцевал с вами!
- Все так, да и не только со мной он танцевал.
Федор Григорьевич прожил бы еще более долгую жизнь, если бы не трагическая случайность.
У Федора Григорьевича обнаружили камень в мочевом пузыре, он лег в клинику, вместе с хирургом разработал подробный план своей операции, но из-за не очень хорошей кардиограммы операцию пришлось на неделю отложить.
Ночью, в палате, он споткнулся в темноте о телефонный провод и упал навзничь, сломав при этом шейку бедра.
За этим последовала срочная тяжелая операция, наркоз через спинной мозг, осложнения, острая почечная недостаточность, удаление камня под общим наркозом (в результате пострадали сосуды головного мозга).
Федор Григорьевич не сдавался, держался, но в крещенские морозы, гуляя пешком, промёрз (да и в доме было холодно) и так случилось, что 22 июня 2008 года Федора Григорьевича Углова не стало.
Если бы не эти операции… не наркоз… Федор Григорьевич прожил бы еще долго.
Но очень хочется, чтобы главный завет Федора Григорьевича Углова навсегда остался в памяти людской:
"Люди! Любите друг друга!"