Найти тему
шашлыквода

Чем плох тренд на осознанное потребление

Оглавление

Жертва моды - одна из ключевых категории почти всего, что касается осознанного и не очень потребления. Безусловно, все мы уже давно в курсе чем плох фастфэшн и в разной степени умело игнорируем этот факт или панически переходим на радикальные и сложные модели потребления.

Однако сама популяризация тренда на осознанность также влечет за собой ряд негативных последствий.

Прежде всего популяризация невозможна без упрощения. Если вы не получили профильного образования, но также мните себя интеллектуалом как я, наверняка вы не раз и не два знакомились с научпопом по теме квантовой физики. И все было хорошо, если на почве этого адаптированного знания не рождались потрясающие вещи.

Мой любимый пример - видео на YouTube топ-5 доказательств, что мы живем в симуляции. Мой личный топ этих аргументов - " Ну так сказал Илон Маск", "мы посмотрели моделирование вот того опыта с фотонами", " вот так вот вроде разрабатываются движки для компуктерных игр с открытым миром". Разумеется, это смешно, но не всегда и не для всех. Тут можно было бы еще много говорить о том как рождается конспирология, какие когнитивные особенности нашего мышления этому способствуют и почему с этим надо бороться.

Но мы сейчас о другом.

Вопрос сортировки и переработки мусора в стране где нет эффективной и повсеместной системы для реализации этих вещей, потребителю-мусорщику, который решил озаботиться своей социальной ответственностью нужно потратить время и силы не только на поиск организаций, которые занимаются этим, но и на изучение самих процессов производства, сбора и переработки.

Не все что кажется пластиком или металлом таковым является, не весь пластик возможно переработать, а разные виды сортируются и собираются по разному.

Скорее всего большинство из нас пережило это чувство, когда ты впервые встречаешься с мусоркой, которая требует от тебя быстро проанализировать к чему относится стаканчик от колы в твоей руке.

Чем это плохо в масштабах общества? Потрясающе наглыми рекламными акциями - мое любимое:

1. Навязывание тетрапак для упаковки воды (об этом уже очень давно пишут грамотные экоблогеры и недавно написал урбанист всея Руси Варламов)

2. Мягкие рефилы для шампуней и гелей для душа, которые существуют на рынке уже очень давно. Но только недавно одна компания решила заявить, что это экологично. Вопреки здравому смыслу и тому факту, что в отличии от пластика обычных упаковок шампуня, пластик мягких рефилов почти невозможно переработать в России, нет заводов, нет технологий, нет потребности в этом.

Опять таки, проблема не в том, что потребитель - дурак. А в том, что он не химик-инженер, не эколог, вряд ли он юрист в этой сфере, да и полноценных знаниях о PR-процессах в этой области вряд ли имеет. Но он хочет быть осознанным и не тратить на эту всю жизнь. Мы хотим быть осознанными в своем потреблении, но информации так много, она так противоречива, что нам просто легче уловить основное и как-то по своему стараться этому следовать. А в нюансах как мы знаем кроется дьявол, так что порой факт того, что кто-то из нас в очередной раз покупает теслу, хлопковый шоппер или переходит на модные упаковки, может наоборот вредить этому благому делу.

У меня получилось на неделе сделать что-то вроде прогрева в сториз на тему экологии. Так что давайте и дальше говорить об этом, делиться знаниями, опытом, ссылками. Хотя бы в рамках своих небольших экосистем - 10 друзей или 50 подписчиков в Инстаграме - неважно.

Осознанность - это про гибкость мышления и привычек, для этого необходима дискуссия, любознательность и разумеется желание просыпаться в мире, где хоть что-то идет так как надо.