Найти в Дзене
design.fish

Скевоморфизм в промышленном дизайне

Скевоморфизм – это элемент дизайна, в основе которого лежит форма другого объекта. В век развития технологий задачей производителя является быстрое внедрение объекта в широкое пользование. Актуальность исследования заключается в том, что использование скевоморфизма в дизайне технически сложных устройств позволяет в кратчайшие сроки наладить контакт с потребителем, так как упрощает использование гаджета, делает его понятней массовому потребителю.

Человек охотно идет на контакт с тем, что ему уже знакомо, и с опаской контактирует с незнакомым объектом. Технический прогресс никогда бы не наступил, если бы не использование скевоморфизма в проектировании визуальных качеств изобретений. Люди старались бы обходить стороной непонятные предметы и никогда не начали бы ими пользоваться. Однако Томас Эдисон в стремлении внедрить электрическое освещение в массовое пользование, намеренно делал лампочки накаливания более тусклыми, такое свечение максимально напоминало газовую лампу. Даже провода для лампочек прокладывали по трубам, где раньше шел газ в лампы. Таким образом, создавался знакомый образ, и люди охотней покупали новый товар. Во времена первых автомобилей новые средства передвижения практически ничем не отличались от повозок, за исключением отсутствия лошади, которая приводила в движение транспорт. Лошадь заменил мотор, но остался на прежнем месте – в передней части. Это создавало иллюзию привычного порядка вещей – что-то спереди должно тянуть вас вперед, а не толкать сзади, хотя практической пользы в этом нет никакой.

По сей день скевоморфизм проникает в облик вещей. Изначально раскладка «QWERTY» (первые шесть букв клавиатуры, которым соответствуют русские «ЙЦУКЕН») использовалась на печатных машинках. В такой раскладке буквы, часто пишущиеся в словах друг за другом располагались подальше, так как при нажатии двух соседних клавиш, их рычаги сцеплялись, и машинка переставала работать [1]. Сейчас в компьютерных клавиатурах таких проблем нет, а тем более на клавиатурах смартфонов, но расположение букв осталось.

Рисунок 1
Рисунок 1

Электрогитара появилась в 1930 году благодаря Джорджу Бишампу и сразу приобрела привычный всем внешний вид [2]. Форма электрогитары повторяет форму акустической гитары. Дизайн акустической гитары имеет практическое назначение (она полая внутри, а изгибы формы позволяют звуку определенным образом гулять внутри пустого пространства и выходить через резонаторное отверстие), а дизайн электрогитары – это скевоморфизм. Основная ее часть монолитна, ведь звуку не нужно гулять в полости, а форма остается все равно прежней, потому что человеку привычней видеть гитару именно в таком виде. То есть, фактически облик электрогитары – это рудимент, доставшийся от предшествующей ей акустической, которая использовалась человечеством на протяжении нескольких веков.

Рисунок 2
Рисунок 2

Скевоморфизм встречается не только в дизайне предметов, его можно увидеть и в архитектуре. Так, Харбор-бридж в Австралии на первый взгляд держится на двух 90-тонных столбах, но это не так. Весь мост держится на стальных

каркасах в виде дуг. Такой внешний вид кажется ненадежным, ведь мост должны держать крепкие опоры внизу, а не вверху. Чтобы мост Харбор казался более крепким, архитекторы поставили по два столба с каждой стороны, но на самом деле они даже не прикреплены к нему [3]. Тот же принцип, создающий иллюзию физического и наиболее привычного воздействия на предмет применялся и в первых автомобилях, о которых говорилось выше (мотор, приравнивающийся к лошади располагается спереди и как бы тянет за собой транспорт). Фальшивые опоры моста располагаются именно внизу, потому что в сознании человека что-то снизу должно поддерживать мост от падения и якобы толкать вверх.

Рисунок 3
Рисунок 3

Таким образом, скевоморфизм в дизайне позволяет наиболее безболезненным образом познакомить потребителя с инновациями. На основании вышесказанного становится ясно, что среди дизайнеров популярен такой прием в проектировании. Его часто можно встретить в предметах повседневного использования.

Массовое использование ламп накаливания, автомобилей и т.д. говорит об эффективности метода скевоморфизма. Привычный облик непривычных вещей позволяет ускорить внедрение технологии и наладить коммуникацию с пользователем.

Одной из главных задач дизайнера является создание наиболее комфортного образа предмета. Секретом успешного введения новых технологий в жизни людей является незаметность. Кардинальные перемены отталкивают человека, поэтому всему новому придается вид чего-то уже знакомого.

Список использованной литературы:

1. Андерсон Х. Почему именно qwerty? // BBC.com. https://www.bbc.com

2. История электрогитары. // GuitarOn. http://guitaron.ru

3. Низовский А. Сто великих чудес инженерной мысли. // ЛитМир. https://www.litmir.me