День усекновения главы Иоанна Крестителя - день скорбный, но с другой стороны и радостный, так как в это день мы вспоминаем не только смерть праведника святого Иоанна Крестителя, но и торжество правды Божией, ведь он как ласточка возвестившая весну вечной жизни спустился в глубины ада возвестив седящим в тени смертной скорое наступление спасения, как об этом сказано в пророчестве его отца Праведного Захарии: "ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира" (Лк.1, 76-79).
Согласно текстам богослужения Иоанн Креститель является не последним пророком Ветхого Завета (последний - пророк Малахия), а печатью пророков. По словам Христа, "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф.11,11). Его проповедь была огненной и стремительной, недаром пророк Исаия говорил о его проповеди следующее: "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис.40,3). Святитель Николай Сербский комментировал эти слова так: "когда царь хочет посетить некое место, то посылает перед собой глашатаев. Но необыкновенному Царю приличествует и необычный вестник... Никогда ни у одного царя в истории человечества не было таких глашатаев. Святой Иоанн Креститель был столь же необычен и своеобразен, как и другие Христовы вестники. Был он гласом вопиющего в сугубой пустыне: в Иорданской и в человеческой. Как Иорданская пустыня была сухой и бесплодной, так столь же сухой и столь же бесплодной была пустыня человеческого духа. Иоанн не мог озеленить и оплодотворить людскую пустыню, но он раскорчевывал и вспахивал ее—и тем самым приготовлял почву и разравнивал поле для великого Сеятеля, Который, приходя, приносит с Собой и семя, и дождь: семя учения, которое надлежало посеять, и дождь благодати свыше, чтобы посевы зазеленели и уродились плодом".
Действительно, его проповедь готовила сердца людей к принятию Евангелия и к реальному покаянию, так как нужно было разбить твердую корку греха в сердцах человеческих. Недаром в книге пророка Михея упоминается о неком стенорушителе, который пройдет перед Царем, именно им и был святой Иоанн Креститель: "перед ними пойдет стенорушитель; они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота и выйдут ими; и царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь" (Мих. 2,13).
Стену греха может разрушить только слово правды. Поэтому если наши сердца объяты безразличием и духовным бесчувствие, поспешим погрузиться умом в бесконечный океан откровения Божьего, и слово Божее разобьёт наше ожесточенное сердце и выжжет из него корни греха, как и сказано через пророка Иеремию: «Слово Мое не подобно ли огню, – говорит Господь, – и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иерем. 23, 29).
Закончим же словами святителя Николая Сербского пояснящего нам важность слов пророческих: «Господи, слово Твоё как огонь, который обогревает Праведника и жжёт неправедника. И слово Твоё как молот, который разбивает гранитную твёрдость сердца покаявшегося, а сердце непокаявшегося разносит в пыль…Когда у человека правое сердце, то оно горит от слова Господнего, и топится от умиления, и ширится от любви. А когда у человека неправое сердце, окаменевшее от греха, то от слова Господнего оно спекается и становится ещё твёрже…Слово Господне падает, как молот, на всё, что возведено помимо Бога, или против Бога, как сильный неодолимый молот…да не дадим себя творениям из камня ли, мрамора ли, золота или серебра, ни безбожному камню наших собственных мыслей. Всё это слабеет перед силой Божией, как прах перед силой ветра».