Посмотрел офигенный относительно новый фильм режиссера Найта Шьямалана. Для тех, кто не знает, это тот самый режиссер, который снял "Шестое чувство"-- фильм где Брюс Уиллис играете доктора психиатра, пытающегося помочь мальчику, который видит призраков. Фильм потрясающий, и скорее всего, вы его видели, а если нет, то посмотрите, оно того стоит. Если бы кинематограф стоило создавать ради одного такого фильма, то игра бы стоила свеч. Фильм, снятый в 1999 малоизвестным 29 летним режиссером индийского происхождения вознес его на невиданную высоту. А Брюса Уиллиса открыл как актера с новых сторон. На мой взгляд до этой вершины , Шьямалан , снявший и фильм "Знаки" и "Таинственный лес" так больше и не поднялся. Фильм "Шестое" чувство насквозь пронизан психологией и содержит такую простую идею, что со всем на свете, даже с призраками (а читай и со смертью) можно поладить и договориться с помощью психологии и терапии. Главный герой ленты как уже было сказано -- психотерапевт, детский психолог и даже с призраками назойливо и ужасающе являющимися мальчику, когда тот совсем этого не хочет, он советует последнему поговорить , выслушать узнать их проблемы. Совет психолога оказывается верным.
Фильм завершается неожиданно и катарсисом. Эта идея, что со всем можно поладить с помощью общения и психологии и прослеживается сквозь другие ленты Шьямалана.
Поскольку я человек скурпулезный, я стал по порядку просматривать все его фильмы.
После "Таинственного леса" (2004) ему не везло с кино. И больше проекты (до этого фильмы были малобюджетными) заканчивались большими провалами, вплоть до 2010 года ,когда он снял фильм "Дьявол" (снова малобюджетный) (с Дьяволом один из героев также договаривается), а потом в 2016 фильм "Сплит, в 2019 фильм "Стекло " и вот эти два фильма и поразили меня, потому что во первых в них рассказывается про множественное расщепление личности (а таких фильмов очень мало снято и мне это интересно), во вторых фильмы при своей простоте создают ощущение сложных и многоструктурных. Мне кажется, Шьямалан слишком умен для голливуда, и будь он европейцем, снимал бы он что-то более качественное.
В "Дьяволе" прослеживается та же тема возможного диалога и прихода к консенсусу через этот диалог - терапию. В "Дьяволе" несколько грешников оказываются запертыми в лифте, где кто-то их убивает по одному. Эффект замкнутого пространства и скрытой угрозы обостряет ситуацию до предела, лифт пытаются вскрыть со стороны,но это очень сложно.Выясняется , что у каждого из запертых есть свой грех, есть за что умереть. В результате живым остается только один, вовремя покаявшийся перед явившимся сатаной. В "Сплите" и "Стекле" (пишу пост из-за фильма "Стекло") сюжет крутится вокруг расщепления личности одного из героев, мы так и не знаем, удастся ли психологу вылечить героя прежде, чем он начнет убивать жертв, запертых в подвале или нет. Т.е. герой параллельно держит жертв в подвале, готовясь отдать их на заклание одной из своих суб-личностей которая вот-вот явится и параллельно ходит к психотерапевту на лечение.
Сложно затрагиваемые темы -- есть ли инфернальное, потустороннее или существует ли только человеческое сознание, психология, рацио, заданный первым фильмов "Шестым чувство" продолжается и здесь . И действительно, тема животрепещущая для 20 и 21 веков. Есть ли бог, или это только мы его придумали?
Фрейд когда-то это все рационализировал, а Юнг подлил масла в огонь и даже Бога свел до уровня архетипа.
Но кто знает, просуществовала бы религия до сих пор, если бы Юнг не подпер ее своей теорией.
Другая тема Шьямалана вопрос о происхождение зла. "Зло" не содержится где-то извне ("Таинственный лес", "Шестое чувство", "Время" ) -- зло порождение человеческого сознания, поступков человека. Даже укрывшись в заповеднике и создав идеальное отгороженное общество жители деревни неожиданно сталкиваются с убийством (Таинственный лес). И проблемы тоже порождение сознания. Онтологически зла не существует.
#шьямалан #найт шьямалан
#шестое чувство
#дьявол
#брюс уиллис
#сплит
#стекло
#таинственный лес
#раздвоениеличности
#Юнг