Мы привыкли судить о художнике по самым громким его произведениям. Но маленькие и недооцененные работы тоже много могут рассказать о хрестоматийных мастерах.
Илья Репин – великий русский живописец. Его драма с Иваном Грозным и убиением сына, казаками, пишущими письмо, ссыльным на картине «Не ждали» и т.д. знает каждый школьник. А вот определить следующий портрет дано только близко знакомым с творчеством Репина.
Пронзительный психологический портрет чернокожей женщины Репин написал в творческой поездке. Для него это был вызов – раньше писать подобного ему не доводилась. Как вы понимаете, в Российской империи чернокожих отродясь не видели, особенно в дальних губерниях (столицы время от времени принимали самые разнообразные заграничные делегации).
Удивительно, но это богатое на детали произведение с этническим духом получило отторжение на родине автора. Репина считали мастером психологического портрета, мол, маслом на холсте художнику удавалось создать настоящую копию внутренней сути человека. А в картине «Негритянка» не удалось.
Но мы считаем такой вывод абсолютно несправедливым. Взгляните на женщину на картине: отлично прописанные черты лица, обстановка гармонична с героиней, идеальная фактура экзотических предметов, орнамент и колористика – все на высшем уровне.
Поражает цельность образа. Обстановка не существует отдельно от женщины, не похожа на декорации. Перед нами достоверная картинка, настоящая жизнь. И не самая легкая, между прочим.
Обреченный взгляд женщины, изящные опущенные кисти –все в ней затаилось выдохом безнадежности. Сложная эмоция, которую Репину удалось передать и пронести через века. Работа писалась во Франции, так что не сложно догадаться, что в чужой стране чернокожая женщина или несвободна, или угнетаема. В
19 веке было слишком мало вариантов для афроамериканцев. Сложность их судьбы не могли понять и русские аристократы, вероятно потому, произведение Репина осталось в тени, о нем заговорили только сейчас.