Я хочу рассказать о женщине, которую знаю много лет и поражаюсь, сколько же ей пришлось пережить потерь, разочарований, обид и при этом оставаться сильной, мужественной, несгибаемой.
Но когда-то пружина не выдерживает и лопается. На днях "скорая" увезла Валюшу с обширнейшим инсультом в больницу. Она лежит в реанимации и над нею склоняется единственная дочь, Ирина:
-Мама,- говорит она, - потому что верит, что она все слышит и чувствует,- я сейчас съезжу домой, покормлю девчонок и опять к тебе приеду. Они спрашивают, когда бабушка вернется домой? Все твои подруги за тебя переживают, передают привет...
Из уголка левого глаза у Валентины катится слеза...
Да, все она слышит и понимает, но нет сил, чтобы встать, чтобы жить, как прежде и, кто знает, что ее ждет впереди, ведь в самое плохое просто не хочется верить.
Я давно живу в другом месте и все эти годы не теряла связи со своими добрыми знакомыми по прежнему дому. И сейчас, узнав о болезни Валюши, "держу руку" на пульсе. Жду, когда Вале станет лучше и врачи разрешат ее навещать...
Она ничего не может сейчас рассказать о себе, да и никогда не была охотницей до таких откровений. Просто вся ее жизнь протекала на наших глазах. Нам было больно видеть, как же ей приходится трудно. Не раз думали, за что одному человеку выпало в жизни так много испытаний?
НЕДОЛГОЕ ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ
...Она была счастлива в браке. Муж был статный, красивый, добродушный человек. Один за другим родились дети - сын, Сергей, дочка, Иришка.
Получили квартиру в новом доме, обставили ее. Дети подрастали, пошли в школу. Учились старательно, были послушными. Никто о них во дворе плохого слова не сказал. Валя была строгой, но любящей и заботливой матерью. Глава семьи, Леонид, трудился на железной дороге, хорошо зарабатывал, в доме был достаток.
Черной тучей, заслонившей безмятежное семейное счастье, стало известие о том, что на работе Леонид попал в страшную аварию. Врачи долго боролись за его жизнь, но ногу, почти до самого бедра, пришлось ампутировать. Молодой, сильный, красивый мужчина в одночасье стал инвалидом.
Все, с таким трудом достигаемое благополучие, рухнуло в один миг, как карточный домик. Не все проходят достойно это испытание. В жизни есть множество примерова того, как один из здоровых супругов, не выдержавший свалившихся трудностей, уходит из семьи, удваивая, а то и утраивая страдания оставленного мужа или жены.
Валюша оказалась не из таких. Просто она поняла, что теперь опорой семьи, мужа, детей, становится она. Леониду так и не удалось восстановиться, несмотря на то, что ему изготовили протез. Он стал затворником. Изредка, превозмогая себя, он спускался, выходил из подъезда и подолгу сидел на лавочке, дыша свежим воздухом. Валя справлялась и с домом, и с детьми, но особенно она "ворочала" на даче. Копала, сажала, выращивала урожай, на себе же его приносила и потом перерабатывала.
Их машина, которую они когда-то купили, сиротливо стояла во дворе. Ее хозяин больше не мог ею управлять. Как же радовался он, когда сыну исполнилось 18 лет и он получил права и стал возить на дачу и маму с сестрой, и отца. Тот буквально расцвел. Его жизнь обрела новые, яркие краски.
Помню, как плакала Валя, когда Сереже пришло время служить в армии. Горевала о разлуке, переживала о том, что ее помощника целых два года не будет рядом и ей опять придется все тянуть на себе.
ЕЙ ТАК ХОТЕЛОСЬ ДЛЯ ДОЧЕРИ СЧАСТЬЯ
А жизнь шла своим чередом, вот уж и Иринка заневестилась. И парень ей встретился под стать - светловолосый, голубоглазый, стройный, внимательный. Все шло к свадьбе.
Когда они вдвоем выходили из подъезда, казалось, что солнышко начинало ярче светить, так лучились счастьем эти два молодых, влюбленных человека... Но свадьба расстроилась.
Его родители были очень состоятельными, по нашим, конечно, провинциальным, меркам. Произошел очень серьезный и грозный разговор с сыном. Выяснилось полнейшее неприятие родителей и самой Ирины, по их разумению, бесприданницы, и ее семьи, со скромным достатком, где папа инвалид, а мама - сторож в детском саду. Валя устроилась туда, потому, что садик был рядом с домом и она могла всегда прибежать, если мужу становилось плохо. Слаб оказался духом мальчик, уговорили его родители.
Он и объясняться особо не стал, просто однажды больше не появился в их доме.
Ирина была ослепительной, как впрочем, и брат, красавицей и ответила согласием на первое, поступившее от многочисленных поклонников, предложение. Сыграли свадьбу... Вот только сияющие Ирочкины глаза словно потухли и чаще всего я видела ее, идущую с опущенной головой.
Мне было искренне жаль эту милую, нежную, воспитанную девочку, скромницу, умницу. А каково это было пережить матери, которая своей ненаглядной принцессе желала только счастья?
ЧТО ЖЕ ТЫ НАДЕЛАЛ, СЫНОК?
Никогда не забуду, как, возвращаясь с работы, однажды встретила заплаканную Валю. Сердце дрогнуло. Уж не случилось ли чего?
-Сын вернулся,- сказала она мне на ходу, - из армии. Бегу вот в магазин...
Я от всей души радовалась за соседку. Она была по-настоящему счастлива.
Очень скоро Сергей женился. Его избранница была красива и своенравна. Поначалу все у них было нормально. Родился малыш, которого в честь деда назвали Леонидом. А потом начались бесконечные скандалы. Молодую жену не устраивало ее скромное положение. Такому яркому цветку нужно было достойное обрамление. А что мог ей дать скромный работяга?
Это произошло на Рождество. После очередной ссоры Сергей ушел в гараж и не вернулся. Встревоженная его долгим отсутствием, жена прибежала к Валентине. Вместе они пошли туда.
Позже Валя сказала, что для нее теперь никогда не будет Рождества и, если она пришла назад, на своих ногах домой, то Бог зачем-то оставил ее в живых.
На мой характер, я бы вычеркнула из жизни своенравную, жадную до барахла, украшений, грезившую о красивой, как в кино, жизни, невестку. Ведь она, пусть косвенно, была виновата в уходе Сережи... Он очень ее любил, больше жизни, и страдал, что не может дать ей того, чего она так хотела.
У Вали хватило ума, такта, продолжать общаться, ведь остался маленький, как две капли воды, похожий на сына, Ленечка. А его мама быстро утешилась и уже находилась в поисках более выгодной партии. Сыном ей заниматься было некогда. Частенько она сплавляла его бабушке с дедушкой, а сама улетала по своим делам. Так мальчишка и вырос в нашем дворе под общим приглядом. Дедушка "сторожил" его, сидя на своей привычной скамеечке.
А ВСКОРЕ УШЕЛ И ЛЕОНИД...
Внуков у них уже было двое. У Ирины родилась девочка, Лиза. Пара, чтобы не обременять родителей, начала потихоньку строить свой дом. Средств, конечно, не хватало. Валя с мужем отдавали последнее, а вот свекровь Ирины, женщина еще не старая, работающая, хотела пожить для себя и ни копейкой не помогала сыну Василию. Так что дом их постепенно становился долгостроем. Земельный участок ребята вместе с Валей обрабатывали и уже приносили домой первый урожай.
Но, кто-то там, наверху, выбрал Валюшу некоей "наковаленкой", по которой беда-молоточек неустанно стучала. Как ни крепился супруг, но полученная травма давала о себе знать, он не жил, а мучился. А потом тихо ушел. В доме стало пусто. Пусть моральной, но такой крепкой, надежной поддержки, у Вали не стало. Еще больше погрустнела Ирочка. Она очень любила и отца, и брата. И как только ее слабенькое сердечко выдержало эту боль?
А ЗА ВНУКОВ БОЛЬНЕЕ ВДВОЙНЕ
А тут внук Ленька, как говорится, натворил делов. Молоко на губах не обсохло, а он, несовершеннолетний, нашел себе подружку и у них вскоре родился малыш. Валя хваталась за сердце. Его мама, которая уже привыкла, что все Ленины проблемы решает бабуля, только отмахнулась - разбирайтесь сами. Как могли, обустроили быт молодых, помогали одеждой для маленького. Частенько Ирина, держа за ручку Лизочку, гуляла с коляской, где сладко, пока родители были на занятиях в колледже, спал их сынишка.
Прошло немало лет. Я слышала, что та, юная семья, распалась. Как сейчас живет Леня, я не знаю.
Совсем недавно услышала, что на Валюшу обрушилось еще одно несчастье. Внучке Лизе в школе стало плохо, она потеряла сознание, ей вызвали "скорую" и увезли в больницу. Взволнованные родители и бабушка узнали диагноз - у девочки сахарный диабет.
Когда ей стало плохо, глюкоза в крови поднялась до отметки 23 и у девочки случилась диабетическая кома.
Я очень переживаю за эту семью. Как же много на нее свалилось всего, горестного. У Ирины, помимо Лизы, родились еще две девочки, двойняшки. Я представляю, как же сложно растить тяжело болеющего ребенка и двух крошечек.
Наверное, все это накапливалось, давило, сжимало грудь, не давало дышать. Валя стала часто болеть. И вот оно случилось, страшное, непоправимое...
Ирина не раз пыталась поговорить с врачами относительно дальнейших прогнозов о состоянии мамы. Ничего утешительного. Один врач лишь огрызнулся:
-А что вы хотите. Ей 70 лет, мы тридцатилетних спасти не можем. Возможно, она очнется, но двигаться не будет, у нее парализована вся правая сторона...
Ира все выдержит и вынесет. У нее крепкая, как у мамы, закалка. Она примет достойно любой исход и не бросит маму, ведь Валя никогда не оставляла их и, как раненая птица, всегда заслоняла от невзгод своими крыльями ее и брата.
Зачем я это пишу? Разве сейчас, в этот самый момент, не лежат в больницах тысячи страдающих людей? Разве не склоняются над ними участливо родные, не просят Бога о помощи, о сохранении на этой земле самого дорого, самого близкого человека?
Если мы обращаемся к Создателю, то пусть сегодняшняя молитва будет за них, за страждущих. И за Валю тоже.
Ваша Моя газета.