При работе любого двигателя внутреннего сгорания происходит горение топливно воздушной смеси в камере сгорания двигателя ,при этом детали двигателя нагреваются неравномерно .
Для понимания разницы температур просто скажу,что температура охлаждающей жидкости,которая омывает все детали двс не превышает 93-115 градусов цельсия,а вот температура тарелки клапана ,которая перекрывает выпускной канал в головке двигателя, может достигать 800 градусов цельсия.Тарелка клапана разогревается до малинового цвета,что напрямую зависит от оборотов двигателя.
При таком нагреве тарелки ,естественно нагревается и стержень клапана ,что приводит к увеличению его линейных размеров как в диаметре,так и в длину.Если стержень клапана удлиняется, то тепловой зазор между рокером и низом кулачка распредвала исчезает, и клапан перестаёт плотно перекрывать седло ,что ведёт к прорыву газов из цилиндра ,потери компрессии ,прогаранию клапана и седла.Для того ,что бы это не происходило и делается тепловой зазор клапанов .Во время продолжительной эксплуатации автомобиля ,тепловой зазор уменьшается ,происходит естественный износ тарелки клапана, седла головки цилиндров ,износ торца стержня клапана и внутренней части рокера.Это ведёт к уменьшению зазора и требует регулярной его подрегулировки.Регулировку рекомендуется проводить раз в 10 000 км пробега автомобиля.При эксплуатации автомобиля на газу ,на высоких оборотах (выше 4-4,5 тысяч) процесс выгорания гнезда идёт гораздо интенсивней и регулировка требуется уже в 2000-5000 км пробега.Так же хочу отметить, что при езде на предельных оборотах, износ,прогар седла клапана и самого клапана,при малом тепловом зазоре,происходит очень быстро - буквально 200-300 км пробега .Размер теплового зазора установлен производителем и составляет 0,15 мм на холодном двигателе и 0,20 мм на горячем.Если сделать зазор больше,то нарушатся фазы газораспределения(клапан начнёт позже открываться и раньше закрываться) и самое главное, будет происходить усиленный износ и повышенная шумность при работе газораспределительного механизма.
Установка зазора клапанов не сложная, но очень важная операция для правильной работы двигателя и его долговечности.