Как единственный орган, осуществляющий правосудие, суд (как структура) по умолчанию заслуживает уважения.
Об этом говорит и распространенная в гражданском процессе фраза «уважаемый суд».
В рамках уголовного процесса действует еще более уважительное обращение к судье - «ваша честь».
На страже уважения к суду стоят судебные приставы, которые наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях при несоблюдении посетителями суда установленных в нем правил. (Подробнее о правилах и ответственности)
В уголовном кодексе за неуважение к суду предусмотрена ответственность в виде штрафа или обязательных работ, либо ареста (ст.297 УК РФ).
Под неуважением к суду, в данном случае, считается не любое неодобрение деятельности суда или конкретного судьи, высказанное дома на кухне, или на улице в разговоре с друзьями или знакомыми, а оскорбление, высказанное в судебном заседании.
Размер штрафа, длительность обязательных работ и нахождения под арестом зависит от того, кого оскорбили.
Если оскорблен только участник процесса, наказание мягче, а если участвующий в отправлении правосудия (судья или присяжный заседатель), наказание более суровое.
Статья эта подведомственна судебным приставам и не часто применима, поскольку применить ее без содействия судьи невозможно.
Не все из них хотят выступать в качестве потерпевшего или свидетеля, а также признавать, что в процессе судебного разбирательства участник процесса подвергался оскорблению.
Да и судебный пристав по ОУПДС, который должен такие преступления выявлять, не может принимать участие в абсолютно всех судебных заседаниях.
За время моей работы в ФССП по данной статье было возбуждено всего одно дело, да и потому, что «злодей» сам этого хотел.
Фигурант во время совершения преступления был доставлен из мест не столь отдаленных, в процессе вел себя неадекватно, прокурора называл всеми известными ему и неизвестными многим словами.
Четко и подробно с добавлениями повторил их дознавателю после возбуждения уголовного дела.
Причина такого поведения была не понятна, человек после того, как дело о неуважении к суду возбудили, стал нормальным.
Дальше вел себя корректно, вежливо и никого больше не оскорблял.
Позже выяснилось, у него карьера в уголовном мире на подъем намечалась, а последние преступления, которые он совершил, были не авторитетными.
То женщину нетяжелого поведения побьет, то по пьянке какую-то мелкую кражу совершит.
А тут преступление против государственной власти в лице правосудия.
Дознаватель потом говорила, что не работа была, а песня: во всем признавался, со всем соглашался.
Был и другой случай. Посетитель, изрядно выпивший, но хорошо держащийся на ногах, в предварительном судебном заседании обложил свою оппонентку и судью до кучи.
Слышали это судебный пристав, непосредственно его оппонентка и секретарь.
Однако, судья сообщила, что никаких нарушений и оскорблений у нее в процессе не было.
При таких условиях в возбуждении уголовного дела пришлось отказать.