17 октября 1888 года, возле станции Борки под Харьковом потерпел крушение царский поезд, в котором ехал император Александр III.
Император возвращался вместе со своей семьей и прислугой из Крыма в Санкт-Петербург. Авария произошла во время завтрака в вагоне-столовой. За столом собралась вся семья императора, кроме дочери Ольги, и 20 человек царской свиты.
Когда стали подавать гурьевскую кашу, раздался страшный треск и грохот, пол вагона-столовой проломился, крыша рухнула, вагон повалился боком на насыпь. За ним упали еще 5 вагонов.
Часть людей выбросило на насыпь, многие остались под завалами. Больше всего пострадал вагон-столовая, его практически сплющило.
Выскочившие из вагонов люди бросились искать царскую семью. Как оказалось, и царь с супругой, и все их дети и даже вся свита, которая была за завтраком — все остались живы и практически не пострадали, отделались лёгкими царапинами. Хотя вагон был полностью искарёжен и даже табакерка, лежавшая в кармане Александра III, оказалась полностью сплющенной.
А вот в соседнем вагоне, где находился обслуживающий персонал, повара, официанты и т.д., в живых почти никого не осталось.
В аварии погибло 26 человек. Из 10 вагонов уцелело 5, оба локомотива также остались невредимы.
Говорили, что царская семья уцелела благодаря императору. Якобы он удерживал спиной кусок крыши вагона, пока остальные выбирались на насыпь через пролом в полу.
Царь обладал недюжинной силой, он было около двух метров роста, мог пальцами согнуть монету и даже ломал подковы. Поэтому вполне возможно, что часть крыши он действительно удержал.
Царь с супругой лично помогали доставать раненых из-под обломков. Профессор В. Ф. Грубе, который также ехал в том поезде рассказывал:
«Их Величества изволили обходить всех раненых и словами утешения ободряли ослабевших и упавших духом. Императрица Мария Федоровна обходила с медицинским персоналом пострадавших, оказывала им помощь, стараясь облегчить больным их страдания».
Что же привело к такой страшной аварии?
Поезд был в отличном исправном состоянии, император каждый год выезжал на нем с семьей в крымскую резиденцию Ливадию.
Вагоны были шикарными, отделанные дорогими обоями, дорогим деревом, мебель обита атласом и бархатом. У императора и его жены было по отдельному вагону, отдельно была детская, вагон-столовая, вагон-кабинет царя и даже вагон-церковь. Было также несколько вагонов для царской свиты.
Изначально следствие склонялось к мнению, что причиной аварии стало превышение скорости, в результате чего поезд сошёл с рельсов. Но потом, после опроса свидетелей, выяснилось, что один помощник повара вышел на станции незадолго до аварии.
Оказалось, что повар был связан с народовольцами и получил задание подложить бомбу под вагон-столовую и рассчитать время взрыва как раз к завтраку, когда вся семья будет в сборе.
Повара-террориста так и не нашли, говорили, что он сбежал за границу. А информацию о теракте решили скрыть, чтобы не подавать идеи другим злоумышленникам.
В итоге император уволил нескольких чиновников и замял это дело. А на месте аварии построили храм в честь чудесного спасения царской семьи.