Озеро Женских (девичьих, Алёнкиных) слёз на Кий-острове названо далеко не оригинально. Поговорим о типичности и разночтении такого именования, о необычности появления и продолжительности жизни водоёмов на Кий-острове, о скрытых и явных смыслах понятия «слеза».
...На озеро — дев слезы — Конзо
У женского монастыря...
(Игорь Северянин)
О разночтении
Известно, что уже многие столетия девичьи (женские) слёзы с шумом стекают со скалы в Абхазии, в Крыму, на Алтае, в пещерах Самарской области и в Прикарпатье. Подобно именованы многие и многие водопады, озёра, ручьи России на туристических маршрутах, местах мало посещаемых туристами, либо не раскрученных вовсе.
Разночтения – девичьи\женские - происходит, в основном, по причине неофициальности названия. В анналы не занесено, знают только местные жители. Причём каждый понимает в силу своего образования, возраста, культуры.
На Кий-острове, например, женщины постарше спрашивают дорогу к Озеру женских слёз. Мужчины, как правило, называют Девичьими. А те, кто хорошо знает это место и большой валун, как на картине Виктора Васнецова, именует место "Озеро Алёнкиных слёз".
О разнице девичьих и женских слёз поговорим ниже, в разделе о скрытых и явных смыслах.
О водоёмах на Кий-острове
Остров Кий представляет собой большой гранитный массив, некогда вышедший из пучины и поднявшийся над уровнем моря разновысотной глыбой. Через камень до земли не добраться, а уж до подземных источников воды тем более. Тонкий слой плодородной почвы, за многие века образовавшийся на его поверхности, лишь потребляет пресную влагу, падающую на остров с небес. Здесь вся пресная вода верховая, т.е. остаётся благодаря осадкам (снег, дождь). При этом, на острове есть: болото, колодец с чистейшей питьевой водой и два озера (Южное и Женских слёз).
Болото густо поросло влаголюбивыми травами. Гостей особенно привлекают густые ягодники морошки, брусники, голубики, черники, клюквы.
Колодец – единственный источник чистой питьевой воды на острове. Наиболее глубокая каменная чаша заполнилась со временем почвой, песком и перегноем. Вода, проходя все слои почвообразования, очищается и попадает в колодец, представляющий собой десяти метровую шахту, обложенную камнем и кирпичом. Колодец освящён Патриархом Никоном при строительстве монастыря в XVII в. Над ним стоит надкладезная церковь Происхождения Честных древ Животворящего креста.
Озёра, по сути, есть пруды, потому само понятие «озеро» переходит в разряд не определений, а названий. С тех пор как началась летописная история Кий-острова ( XVII в.) Южное озеро использовалось братьями обители, а после – служащими Дома отдыха, для хозяйственных нужд. Озеро женских слёз, расположившись вдоль восточного побережья острова, при этом сохраняло свою первозданность.
Озеро появилось благодаря тому, что огромная островная гранитная плита образовала некое углубление, подобие большой каменной чаши (купели). Сам факт такого образования, полезный для всей преснопьющей живности, есть чудо, источник живительной влаги.
Небесных вод не много. Высокий островной камень, местами доходящий до 25 м над уровнем моря, отводит грозовые тучи, и дожди больше проливаются на материковое побережье. В засушливое лето водоём очень уменьшается в объёме.
Человек, понимая ценность пресной воды на каменном острове, изначально использовал её экономно. Так и появилась традиция совершать озёрной водой омовения, чтобы чудодейственные силы чистейших женских слёз повлияли на человека своею благодатью.
О скрытых и явных смыслах
Слеза - прозрачная солоноватая жидкость, омывающая глазное яблоко и предохраняющая его от высыхания, выделяемая слезными железами, расположенными около глаз. Т.е. слеза есть чистейшая влага, потому и появилось выражение «чистый как слеза». В этом значении оно перешло в названия водоёмов. Почему слеза не мужская – понятно. Мужчины не плачут. Это свойство женщины – плакать и от горя, и от радости, и потому что захотелось. Женщина сама есть источник, по сути, она – вода.
Пресвятую Богородицу называют живоносным источником, а весенний праздник Благовещение есть гимн расцветающей природе и полноводных потоков. Вешняя талая вода переходит в символ нарождающейся жизни. У масонов смыслы другие – об этом ниже.
Если вспомнить, что вода имеет память, то жидкость вокруг глазного яблока запоминает всё, что видит глаз. Потому, чем моложе человек, тем меньше видел и слеза его чище. Однако материнская слеза появляется уже не о себе, она о младенце и о мире в целом. Так усиливаются её очистительные свойства.
Сам процесс плача в народной традиции не только естественное выражение чувств, но и форма ритуального поведения. Например, оплакивание умершего. Слёзы смывают грехи и умерший получит отпущение грехов, если его хорошо оплакали родственники.
У славян плач невесты — необходимый элемент свадебного обряда. Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей. Слёзы переводили девицу в новый статус.
Среди календарных обрядов ритуальный плач встречается редко. Однако троицкий обычай «плакать на цветы» остался в литературе. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкина пишет о Лариных: «В день Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен, умильно на пучок зари они роняли слезки три». У С.А. Есенина встречается: «Я пойду к обедне плакать на цветы». Слёзы над пучком травы проливали с тем, чтобы в это лето не было засухи. Обряд уподобляет слёзы дождю, небесной божественной влаге.
В польских сказках небесные девы плачут, и идет дождь, превращающийся в три реки. В болгарских загадках дождь — Богородицына слеза. По старым русским представлениям, дождь — это слёзы святых, плачущих о бедах и грехах человеческих. В фольклоре часто плачет сирота, мать, потерявшая ребенка или расставшаяся с ним, плачут дети, старики, разлученные влюбленные. В сказках и легендах плачут животные, небесные светила, реки и моря, горы и тучи. Плачет Христос-дитя, предвидя свою судьбу, плачет Богородица над гробом своего сына, плачет весь мир в час смерти Христа.
Во время экскурсий многие слушатели ассоциируют слёзы с горечью. Женщина плачет от горькой жизни. Но, даже в этом значении, если пойти дальше, суть слёз – очищение. Она плачет, чтобы избавиться от тяжести, накопившейся внутри, чтобы забыть, оставить в прошлом обиду, горе, случай.
А вот слёзы, капающие из масонского глаза, есть символ дозированной подачи информации в иерархии эзотерических знаний. От английского Tears (слёзы) происходит Tea (чай) и подача знаний изображается в виде разливания чая из чайника в чашки и последующего чаепития. И вновь никакого противоречия с чистотой слезы. Знания просветляют человека, очищают от тьмы неведения.
С уважением,
Ольга Tour-art