Автор - Шаркова Антонина Васильевна
профессор д.э.н.
руководитель Департамента отраслевых рынков
Факультета экономики и бизнеса
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Автор - Васильева Оксана Николаевна
доцент, к.ю.н.
Департамент правового регулирования экономической деятельности
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Повышение качественной доступности обеспечением жильем, в местах отдыха, особенного повышенной популярности, с учетом платежеспособности населения обеспечиается через формирование рынка домов на колесах. В России, как и других странах сформировалось разнообразное предложение на данном рынке.
Караванинг – это некогда конный, а в наши дни исключительно автомобильный вид путешествий, подразумевающий проживание в специально оборудованных автодомах. Этот вид туризма очень популярен в странах Европы и США ввиду развитой кемпинговой системы, возможности отказа от бронирования гостиниц, приобретения билетов.
Что касается России, то на юге страны караванинг в последние годы начинает набирать популярность, несмотря на существующие препятствия в виде отсутствия хороших дорог в большинстве регионов, слабо развитой инфраструктуры.
За все годы существования данного вида путешествий было создано огромное количество различных кемперов – автомобилей с возможностью проживания в них. Обычно они оснащены всей необходимой гарнитурой для комфортного и длительного пребывания и проживания. К жилым помещениям относятся ванная комната, кухня и некоторое количество спальных мест.
Дома на колесах делятся на разновидности в зависимости от способа движения: автодома – автомобили со вмонтированными жилыми помещениями - и прицепы, для перемещения которых необходима специальная машина-тягач.
Американская классификация выделяет три класса автодомов: класс A, класс B и класс C. Европейская классификация насчитывает четыре типа автокемперов:
- Кастенвагены (жилые минивэны) – минивэны серийного производства, которые чаще всего рассчитаны на двух человек. Этот тип автодомов оборудован всей необходимой технической оснащенностью, а также мебелью. В европейских странах кастенвагены используют в качестве семейных автомобилей для краткосрочных выездов на природу.
- Интегрированные автодома – кемперы премиум-класса, которые отличает особая проектировка. Для их производства используются серийные двигатели. Водительская кабина таких автодомов объединена c жилым помещеним.
- Полуинтегрированные автодома – наиболее маневренные автокемперы, в которых жилая кабина устанавливается на серийном шасси, что и отличает этот тип от предыдущего.
- Альковные автодома – вид кемперов, который из остальных типов выделяет наличие алькова – специальной ниши, расположенной над водительской кабиной. Обычно в этой нише располагается двуспальная кровать. В альковных автодомах можно разместить до 8 человек, поэтому этот тип кемперов предназначен для длительных поездок и больших компаний.
Прицепы можно разделить на три основные категории:
- Жилые прицепы (дачи на колесах) – самый комфортабельный вид прицепов. В некоторых жилых прицепах, помимо кровати и кухонного блока, способны уместиться несколько комнат.
- Прицеп-палатка – самый маневренный и дешевый тип автодачи, который можно транспортировать обыкновенными легковыми автомобилями с правами категории B.
- Жилые модули для пикапа – самый мобильный прицеп, который крепится к пикапу и при необходимости снимается. В период путешествий к автомобилю легко крепится жилой отсек, в котором могут проживать до шести человек. Там располагаются кровать, кухня и санузел.
Дом на колесах можно спроектировать самим!
В Нижнем Новгороде компания Лаггар занимается производством автодомов кемперов, прицепов капля, жилых модулей на пикапы не только базовых комплектаций, но и по индивидуальным эскизам. Уже на стадии согласования технического задания предоставляются эскизы или 3D модели проекта. Можно создать дом на колесах своей мечты под заказ, с необходимыми для отдыха функциями по индивидуальным предпочтениям. После разработки проекта, срок изготовления составляет всего 30-40 дней и вот мини-квартира с кухней, раковиной, нишей для обуви и многим другим готова.
Производство домов на колесах за последние года увеличилось, данная сфера сейчас находится в стадии активного развития. В некоторых городах России проходят даже целые выставки, например, Caravanex в Сокольниках, Москва. Основным поставщиком автодомов является фирма Автокемпер, Москва. Первой разработкой компании стал кемпер Helix модели 4200. Он построен на шасси Citroen Jumper со 130-сильным дизелем и «механикой» полной массой 3,5 тонны, то есть для того, чтобы управлять данным транспортом водителю нужно только удостоверение категории В.
Обшивка, пластиковые элементы также производятся российской компанией «Авторитет Пласт» в Тольятти. Вместимость такого автодома составляет шесть человек. Базовый функционал: газовая плита, раковина, 90-литровый холодильник, а также санузел, включающий в себя душ и туалет. Также для путешественников в автодом есть две независимые системы отопления, то есть, если одна выйдет из строя, техникой все равно можно пользоваться по назначению, газовое оборудование размещается в отдельном отсеке, где есть обогрев и вентиляция.Баки для чистой и отработанной воды (по 100 л каждый) также имеют подогрев.
Планируется старт производства таких автодомов в подмосковной Коломне. При этом стоимость одного такого кемпера — четыре миллиона рублей.
Еще одним вариантом автодома является «домик» в кузове. Примером, который может без проблем разместится на грузовой платформе пикапа Тайота- четырехместный модуль Helix 2400. Помещение уже, чем у предыдущего представителя, но здесь также присутствуют кухня и туалет с душем. Стоимость составляет 1,5-2 млн рублей, но все зависит от самого наполнения дома.
Более бюджетный вариант- дом с подъемной крышей — Helix 1500. Здесь помещается двухместная кровать, стол и раковина с умывальником. Такая конструкция обойдется в 650 тысяч, без отопления.
Также возможен вариант самодельных домов. Одним из таких примеров является, российский путешественник и инженер Юрий Литовка, который соорудил дом в кузове грузовика. Разместив в нем раковину, кровать, столик и диван. Правового регулирования данной инициативы не сформировано в нашей стране.
Дом на колесах недешевое удовольствие, цены на качественную импортную технику начинаются в России с отметки пять-шесть миллионов рублей. В России появляются все больше компаний, которые могут предложить производство автодома на любой вкус и бюджет. Это отдельный вид техники для самостоятельных путешествий. В России их производством заинтересовались совсем недавно, но уже достигли высоких результатов и спросом, что может наталкивать на мысль, что популярность данного транспортного средства будет только расти. Данное производство не связано с местами отдыха, оно связано с местами возникновения спроса у населения, проживающего на других территориях.