Найти тему
Светлана Россинская

УЛЬЯНОВСК - МАЛЫЙ ГОРОД, БОЛЬШАЯ ИСТОРИЯ…

Штрихи к портрету провинции. Экскурсия. Как провести выходной день с пользой

Обожаю путешествовать по родному краю: красота природы умиротворяет, а достопримечательности развивают и обогащают кругозор. Увлекательное и полезное проведение досуга, при этом затрат - практически никаких! Достаточно сесть в автобус - и через несколько часов попадаешь в совершенно другой мир, который можно открывать для себя бесконечно.

24 сентября 2021 года коллектив МБУК «Библиотеки Тольятти», в 19 раз отмечая «Скрепку» - свой традиционный осенний корпоративный праздник «День библиотек», совершил автобусную экскурсию в Ульяновск, один из городов Поволжья с населением более 625 000 человек.

На территории Ульяновской области, как известно, находится самая широкая часть Волги, которая достигает тут 40 километров. А сам город интересен своей историей и удивительным сочетанием старого и нового. В нем много исторических объектов и современных памятников, природных красот и рукотворных шедевров.

Очень хотелось воочию увидеть знаменитый ульяновский Президентский мост, который до недавнего времени считался самым длинным в европейской части России. Сейчас его «обгоняет» только Крымский.

Визитные карточки былого

Две реки - Волга и Свияга, протекающие по территории Ульяновской области, в центральной части города формируют «междуречье» - уникальную по энергетике территорию. Свияга не является притоком Волги, и именно здесь она течет в противоположном направлении. Считается, что именно это и создает положительную энергетику в городе, которая, как магнит, притягивает творческих людей.

Ульяновск удивляет своими ветрами, за городом давно укрепилось второе имя «Город семи ветров». Здесь всегда сильный и чистый ветер, меняющий свое направление по несколько раз в день. А с 2018 года рядом с городом, в селе Красный Яр, открылся первый в России промышленный ветропарк. Сейчас это - место притяжения фотографов, их моделей и инстаграмщиков.

В Ульяновской области расположен национальный парк «Сенгилеевские горы», в котором в одном месте можно увидеть и горные вершины, и леса, и степи, и лесостепи, и конечно, меловые горы и волжские просторы. В окрестностях села Ундоры расположен настоящий парк юрского периода. На огромной территории побережья Волги находится палеонтологический заказник, удивляющий посетителей останками доисторических ящеров, ранее неизвестных науке.

В Тереньгульском районе Ульяновской области расположен загадочный сад камней «Скрипинские кучуры», об истинном происхождении которого до сих пор спорят геологи и уфологи. Кстати, в этом же районе есть еще один удивительный феномен природы- «черная береза».

Сам Ульяновск- город музеев, здесь их просто огромное количество на любой вкус. Некоторые из них уникальны и не имеют аналогов в России. И при этом внутри современного Ульяновска сохранился старый Симбирск с изумительной, теплой атмосферой купеческого города 18-19 веков.

В центре Ульяновска на 174 гектарах расположен единственный в мире музей-заповедник XIX века под открытым небом. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина». А еще работает Ленинский мемориальный центр - единственный в мире музей, посвященный эпохе социализма - Ленинский мемориальный центр.

Кроме того, Ульяновск – «крылатый» город. Здесь производят самые «сильные» Ан-124 и самые «ловкие» ТУ-204 - самолеты для нужд гражданской авиации. В городе работает центр подготовки кадров для гражданской авиации - Высшее авиационное училище гражданской авиации. Открыт Отраслевой головной музей гражданской авиации - единственный музей такого масштаба в России. Общее количество его экспонатов составляет более 4000 единиц хранения. Из этого числа 730 экспонатов - подлинные образцы, отражающие историю гражданской авиации со времен зарождения до наших дней.

В Ульяновске действуют два аэропорта, один из которых - «Ульяновск-Восточный» - может принимать даже космические челноки! Другой аэропорт - «Аэропорт им. Н.М. Карамзина» - знаменит тем, что на его территории снимали известные кадры с самолетом из популярной комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России».

Я вглубь веков с волнением гляжу…

В наш экскурсионный тур входило посещение двух музеев - Ульяновского областного художественного музея - одного из старейших музеев в Поволжье, и музея под названием «Симбирская классическая гимназия».

Художественный музей располагается «по соседству» с краеведческим музеем и находится на втором этаже старинного здания - дома-памятника Ивану Гончарову. Особняк представляет собой творение архитектора Августа Шодэ. Он был построен на пожертвования граждан в начале XX века, в 1913-1916 годах, причем, специально для музея.

-2

Сам Художественный музей когда-то был филиалом историко-археологического музея. После революционных событий 1917 года в состав музея вошли национализированные собрания симбирских дворян, промышленников, купцов: В.Н. Поливанова, Е.М. Перси-Френч, А.В. Жиркевича, В.П. Мещеринова, Н.Я. Шатрова. В 20-е годы прошлого века музей получил самостоятельный статус. Тогда же музейные фонды пополнились экспонатами из Государственного Эрмитажа, Пушкинского Дома Академии наук и Государственного музейного фонда.

Сейчас музей предлагает без малого 12000 единиц живописного и декоративно-прикладного искусства. Среди экспонатов - графические и скульптурные работы мастеров 16-20 веков, уникальные коллекции русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики XVI-XX веков, античная керамика, уникальные фарфоровые и стеклянные изделия России, Германии и Франции, антикварная инкрустированная художественная мебель из красного дерева и карельской березы.

Много русских икон 16 - 17 веков, портрет Павла I, знакомый по учебникам, есть полотна кисти Коровина, Тропинина, Брюллова, Рокотова, Айвазовского, Иванова, Боровиковского, Левицкого, Маковского… Уникальна коллекция усадебных портретов, созданных крепостными мастерами Симбирской губернии.
К числу шедевров западноевропейского искусства относятся произведения выдающихся мастеров Франции, Испании, Голландии XVI-XVII веков: Н. Ларжильера, Я.В. Скореля, Х. Вальдеса Леаля, К. Кейнинка, Д. Тенирса.

Сотрудники не только хранят и пополняют свои коллекции, но и изучают их, участвуют в международных и межрегиональных выставочных проектах, конференциях, семинарах; проводят экскурсии, организуют стационарные и передвижные выставки, читают лекции студентам. Иногда в музейных залах проходят концерты и конкурсы.

А еще, возрождая традиции духовности, благотворительности, меценатства, сотрудники музея изо всех сил выстраивают разнообразные партнерские отношения с представителями бизнеса, промышленными предприятиями, общественными организациями, учебными заведениями. Все они оказывают музею реальную помощь, способствуя тем самым сохранению культурного наследия.

История Симбирской классической гимназии

Посетив Симбирскую классическую гимназию, мы узнали о традициях, существовавших в образовательной системе России, о воспитании в мужских классических гимназиях. В то время мальчики и девочки обучались в различных учебных заведениях и по разным программам.

-3

Открытие Симбирской гимназии для мальчиков состоялось в 1809 году. Симбирское купечество и мещанство отнеслись к открытию гимназии с большим пониманием и сделали вклады: купцы - 1000 руб., мещане - 500 руб. Гимназия осталась в помещении народного училища, построенного в 1790 году по проекту архитектора И. Тоскани. Директора и учителя остались прежними, но состав учителей был значительно пополнен.

Вместо 4-х классов народного училища, в гимназии было открыто только три класса, поскольку учеников, способных слушать гимназический курс оказалось очень мало (в 1-й класс поступило всего 13 человек, а во 2-й - 12 человек).

По ходатайству Захара Острожского, первого директора гимназии, при гимназии были открыты ещё три класса: два приготовительных и один прибавочный;

добавлены новые учебные предметы: древние и новые языки, а также история, мифология, эстетика, риторика, право естественное и народное, политическая экономия, технология и торговля.

В 1830 году последовало открытие при гимназии благотворительного учреждения Симбирского дворянства, переименованного в 1843 году в гимназический пансион. Размещался он в отдельном доме, который был в 1829 году куплен у купца Мангушева. Позже возле гимназии был выстроен обширный, трёхэтажный дом, и в 1846 году туда были переведены пансионеры. В 1845 году перед зданием гимназии установили памятник Николаю Карамзину.

-4

Симбирская гимназия того времени представляла из себя нечто такое, во что сейчас трудно даже поверить. Директор гимназии Пихторов, учитель математики Птенцов, учитель Святовидов - все эти люди были в буквальном смысле слова сумасшедшими. Один раз Пихторов явился в гимназию с метлой и щёткой и разогнал всех учащих и учащихся, - этим он и закончил свою педагогическую деятельность.

19 августа 1864 года здания гимназии и пансиона сгорели. Гимназия была временно помещена в доме Мейера, на Лисиной улице (ныне ул. Карла Либкнехта). Там она находилась два года, а в 1866 году возвратилась во вновь отстроенное прежнее помещение, уже преобразованное в классическую гимназию. Согласно новому уставу, было разрешено принимать в пансион детей всех сословий. И Симбирская гимназия, восстановленная после пожара, успешно продолжала развивать свою деятельность.

В 1867 году при гимназии благодаря усердию симбирских дворян, инженер-штабс-капитана Александра Денисова и его супруги была устроена домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В следующем году было утверждено «Положение о стипендии Н. М. Карамзина при Симбирской гимназии».

С 1879 года директором гимназии стал Фёдор Керенский. По воспоминаниям гимназистов он был директором активным, во всё вникавшим, за всем лично наблюдавшим… Образованный и умный, он являлся вместе с тем исключительным по своим способностям педагогом. Прекрасно владел русской речью, любил родную литературу. Свои уроки по словесности он превращал в интереснейшие часы.

Ещё в 1871 году, вследствие переполнения гимназии учащимися (при норме в 200 учеников она вмещала их до 400) возник вопрос о её расширении, но только в 1883 году к основному зданию была сделана пристройка из красного кирпича, в котором в настоящее время располагается музей «Симбирская классическая гимназия». После организации в Симбирске в 1911 году второй мужской гимназии Симбирская губернская мужская гимназия получила статус «первой».

После Октябрьской революции 1917 года в России после реформы школьного образования все гимназии были упразднены. В 1918 году Первая Симбирская мужская гимназия сделала свой последний 102 выпуск. Преемником гимназии стала Первая пролетарская трудовая школа имени К. Маркса, ныне Гимназия № 1 имени В. И. Ленина. А в здании с 1919 по 1943 годы размещалась 2-я Симбирская советская школа 1 и 2-й ступени имени В. И. Ленина. Сейчас здание Симбирской мужской классической гимназии является музеем, памятником истории и культуры федерального значения и подлежит охране.

Карцер, закон Божий и экзекуция по субботам

В XIX веке в Симбирской мужской гимназии обучались самые талантливые мальчики со всей губернии. Сословная принадлежность роли не играла. Например, в гимназию дали поступить инородцу, чувашскому мальчику Ивану Яковлеву, который закончил курс с золотой медалью. В то же время из гимназии исключили «по неуспешности» сына уездного предводителя дворянства Тенешева. Владимир Ульянов-Ленин, имя которого носит город, учился в этой гимназии с 1880 по 1887 годы. Обучение было платным. Плата составляла 30 рублей в год и вносилась по полугодиям. По тем временам это была солидная сумма.

-5

Курс в мужской гимназии был рассчитан на восемь лет обучения. При переводе в следующий класс ученики сдавали экзамены. Если ребёнок «застрял» на два года в одном классе, «не показав успехов», т.е. не сдав экзаменов, прощай, гимназия. За всю историю учебного заведения только один раз ученика оставили на третий год в том же классе.

В гимназию могли поступать все! Главные критерии - это знания и подготовка. При поступлении ребёнку необходимо было пройти три «приёмных испытания»: закон Божий, математика, русский язык. Конкурс в среднем составлял три-четыре человека на место. Но далеко не все доходили до конца. Был случай, когда со всего класса (порядка 30-40 человек) до выпуска дошли лишь восемь учеников.

В те времена не существовало принципа, что родители обязательно должны отдать ребёнка учиться по достижении им определённого возраста. Часто дворяне не хотели, чтобы сын покидал родовое гнездо и уезжал на учёбу в губернский город. Они могли несколько лет обучать ребёнка дома, нанимая ему репетиторов, а затем он поступал, например, в третий или пятый класс гимназии. Были и те ученики, которые обучались до конца шестого класса дома, затем сдавали экзамены и поступали в седьмой класс. Последние два года ребята учились всё же непосредственно в гимназии, чтобы иметь больше шансов сдать экзамены на аттестат зрелости и без экзаменов поступить в любой университет.

-6

Бывало, что ребенок все 8 лет обучался дома и потом просто сдавал выпускные экзамены в гимназии, это было разрешено, но тут были свои подводные камни. Если гимназисты сдавали 10 экзаменов (5 письменно и 5 устно), то учившиеся экстерном - 17. И их довольно часто ожидала неудача.

Возраст учеников значения практически не имел. Если сейчас одноклассники – это, в основном, ровесники, то в старинной гимназии за одной партой могли оказаться ученики разного возраста, с разбросом в среднем в пять лет. В первый класс ребята шли примерно в 10-12 лет.

Ученики приходили на уроки к 9.30. После общей молитвы начинались занятия, которые длились по 55 минут. Всего 5 уроков. Среди дня проходила одна большая перемена в 25 минут - на обед и зарядку. Примечательно, что в гимназии не было столовой и дети обедали тем, что приносили из дома. Другие перерывы были маленькими.

-7

Учились гимназисты шесть дней в неделю. Форма (синий мундир, брюки, белая рубашка, фуражка, летний и зимний варианты) была обязательным атрибутом даже в каникулы! Сами каникулы тоже отличались от нынешних - 2 недели зимой, в Рождество, и 2 месяца летом. Учились дети до середины июня, а в 15 августа уже вновь садились за парты.

При этом регламентировалось даже время для выполнения домашнего задания. Ученики младших классов делали уроки с 17.00 до 20.00, а старшеклассники - до 22.00.

В учебное заведение разрешалось приносить только тетради и книги. Самые простые часы были под строгим запретом, чтобы дети не отвлекались. Более того, настенные часы висели лишь в холле и в одном из классов. Считалось, что ребёнку не нужно знать, сколько времени осталось до конца урока, чтобы он не мог просчитать, успеют ли его вызвать к доске.

Внутренние правила гимназии строго расписывали всю жизнь ученика: религиозные обязанности, учение, расписание. Они диктовали, как общаться с педагогами и одноклассниками, оговаривали отношение к начальникам и наставникам. Любое их нарушение строго каралось.

Был период в истории гимназии в 30-50 годах XIX века, когда учебное заведение работало по николаевскому уставу 1828 года. В ту пору во всей России применялись телесные наказания. В гимназии учеников наказывали жёстко. Экзекуции, когда гимназистов били розгами, проходили по субботам. Занимался этим, разумеется, не учитель, а специальный человек - экзекутор, сторож по совместительству. И никогда наказание не было необоснованным, каждый ребёнок знал, за что его бьют. Из уважения к детям и для того, чтобы наказание не воспринималось как тюремное, недопустимым считался контакт прута с голым телом ребёнка. Ребят наказывали строго в одежде. В итоге воздействие было не столько физическим, сколько нравственным, психологическим.

-8

Но в 60-х годах правила поменялись, и телесные наказания не просто были отменены, уже наоборот, педагог мог лишиться работы за рукоприкладство. Действовать и призывать ребят к порядку предписывалось только за счёт внушения, доброго слова наставника. Если же доброе слово не помогало, то ребёнка наказывали дополнительным временем, которое он должен был провести в гимназии после уроков (на час или на два). Такое наказание выносилось за невнимательность, разговоры на уроке, опоздание на утреннюю молитву и так далее.

В особо серьёзных случаях ученика отправляли в карцер на чёрный хлеб и воду. Это была крайняя мера. Решение о наказании пребыванием в карцере мог принять только экстренно созванный педсовет. Так, например, ученика могли поместить на час в карцер за самовольный уход с урока. В архивных документах часто упоминается наказание карцером за провинность «прибил товарища». Это означало драку ребят во время перемены. Драка считалась серьёзной провинностью, так как являлась нарушением одного из главных правил - уважительно относиться к другим ученикам. Строгое наказание выносилось, если гимназист был дерзок с учителем. В лучшем случае ребёнка отправляли в карцер, но чаще всего исключали.

Авторитет педагога в то время был на недосягаемой высоте. А самым жёстким наказанием являлось отчисление из гимназии.

Что касается предметов для изучения, то программы в старинных и современных гимназиях сильно различаются. В XIX веке приоритетными дисциплинами были античные языки: латинский и греческий. На латынь давалось 24 % учебного времени, 17 % на греческий и 9 % на новейшие европейские языки (французский и немецкий). Всего языки составляли 50 % учебного плана. На гуманитарные науки отводилось 75 % всех занятий.

Также старинную гимназию от современной отличало преподавание закона Божьего. В XIX веке церковь не была отделена от государства, а школа - от церкви. Учебные заведения в то время считались подконтрольными Священному синоду. Но иноверцы (мусульмане, иудеи) от изучения закона Божьего освобождались. В графе по этому предмету у них просто стоял прочерк.

Преподавались также чистописание и логика. Были и предметы, которые изучают в современных школах: русский язык, словесность (литература), все разделы математики, физика, космография (астрономия), история, география.

Строгий распорядок и обилие занятий дисциплинировали молодых людей и формировали ту прослойку общества, которую именовали высшим светом.

-9

А как же девочки?

В XIX веке гимназии делились на мужские и женские. И делалось это не для того, чтобы юноши и девушки не отвлекались друг на друга во время уроков. Основная причина раздельного обучения мальчиков и девочек была в том, что им преподавали разные предметы и с разными целями. Талантливые и умные девочки в Симбирской губернии обучались в Мариинской гимназии. У них не было древних языков, и курс математики длился чуть меньше.

Отличие заключалось и в том, что в женской гимназии применялись очень мягкие наказания. Не было карцера, и барышень крайне редко оставляли после уроков. Чаще всего на них воздействовали лишь замечаниями и выговорами. Если девочки жили в пансионе при гимназии, то их могли наказать, лишив десерта.

Выпускница гимназии в XIX веке не могла поступить в университет.

Университетское образование для женщин было открыто лишь в начале XX века.

В те времена качественное образование барышням из родовитых и состоятельных семей давалось с единственной целью, чтобы они стали достойными жёнами для образованных мужей и матерями для своих детей. Женщина должна была иметь достаточно знаний, чтобы дать ребёнку начальное образование, пока тот не дорастёт до возраста поступления в гимназию или школу.

Девочка из бедной семьи, если поступала в гимназию и успешно её оканчивала, как правило, строила карьеру гувернантки или наставницы, что по тем временам выглядело крайне престижно. Учитель тогда слыл очень уважаемым человеком, и, даже если он служил в семье, обучая хозяйского ребёнка грамоте, он никогда не был на одном уровне с горничной или кухаркой. Он считался элитным работником, к которому относились с почтением, и эта работа высоко оплачивалась. Работая в гимназии и имея 2 урока в день, начинающий учитель получал в 3 раза больше, чем рабочий за целый день работы на фабрике.

Народные школы

В XIX веке родители могли не отдавать ребёнка учиться в школу. Но чаще всего даже крестьяне осознавали, что нужно предоставить детям хоть минимальное образование.

Ребята с обычными способностями учились в так называемых народных школах, которых в Симбирской губернии существовало множество. Порядки там были куда проще, чем в гимназии, да и учебный план отличался.

Чаще всего дети обучались в народной школе четыре года. И этого было вполне достаточно. Там учили читать, считать, писать. Обучали истории, воспитывая чувство патриотизма. Преподавали закон Божий и специальные дисциплины, давали и начальные агрономические навыки. Основная задача народной школы- дать ребёнку знания, необходимые для жизни в сельской местности.

Образовательная система в дореволюционной России была очень многоплановой, без единого образца учебного плана. Так называемые практические предметы в начальных школах разнились в зависимости от потребности ребят, местности, где они проживают. Им могли преподавать аграрные науки либо азы скотоводства.

Памятник букве «Ё»

Совершив пешеходно-автобусную экскурсию по городу, мы побывали на улице Спасской, которую называют историко-мемориальным кварталом Музея-

заповедника «Родина В.И. Ленина». Пообедали в ресторане «Венеция», а потом прогулялись по бульвару «Венец» - историческому и административному центру города. Посетили площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина и сквер Николая Карамзина, уроженца Симбирска. В сквере Карамзина, кстати, находится не только памятник самому Карамзину, но и букве «Ё». Таким образом жители Ульяновска увековечили тот факт, что буква была придумана Карамзиным именно в их городе.

-10

Из-за непрекращающегося дождя многие достопримечательности, к сожалению, приходилось рассматривать из окна автобуса. Нам и так повезло: мы увидели памятник основателю города Симбирска - Богдану Хитрово, здание Ульяновской областной научной библиотеки имени Ленина, Спасо-Вознесенский кафедральный собори Поющий Фонтан. А потом прошлись по набережной Волги, сфотографировав знаменитые ульяновские мосты - Императорский и Президентский.

10 причин путешествовать по России

1. Наша страна имеет такую огромную территорию, что по ней можно

путешествовать всю жизнь, но так и не успеть увидеть всех её красот.

2. Нет лишних сложностей. Для путешествий по России не надо заграничного паспорта, виз, менять валюту и изучать языки. Всё своё, родное. И где бы мы ни были в России - везде как дома.

3. Не нужна адаптация. В России, куда бы мы ни поехали, климат не сильно отличается от привычного, домашнего.

4. Безопасность. Российские туристы обычно знают, где и как их могут обмануть. В своей стране очень низка вероятность остаться без услуг, понадеявшись на честность туроператора. В собственной стране редко встречаются опасные инфекции, с которыми наш организм не мог бы справиться самостоятельно или с помощью лекарств. Перед поездкой не надо делать профилактические прививки, а после - обследоваться у врачей на предмет экзотических инфекций.

5. Знание традиций и законов. Мы знаем историю своей страны, поэтому нам здесь всё понятно. Мы погружаемся в культуру народов, о которых знаем не понаслышке.

Менталитет других народов России схож, поэтому сложно попасть впросак из-за незнания традиций.

6. История и культура. Читать книги И. Гончарова – это одно. Посмотреть, где он жил - совсем другое.

-11

А как приятно увидеть места, где снимали известные российские фильмы и сериалы! В Ульяновске, например, можно пройтись по местам съёмок фильма Эльдара Рязанова, знакомого нам с детства.

7. Много природных достопримечательностей. Природа России многолика. И надо спешить увидеть всё это, пока ещё есть силы. А погулять по прилизанным европейским городам можно и в 70, и в 80 лет. Если доживём.

8. Психологический комфорт. В своей стране мы не являемся чужаками. Никто не реагирует на нашу внешность, не подбегает с нами фотографироваться, не тычет пальцами и не пытается прикоснуться.

9. Экономичность. Турист, хорошо знающий Россию, знает как, когда и на чём сэкономить. Для большинства это имеет значение.

10. Не хотеть узнать свою страну непростительно. Среди моих знакомых есть те, кто вообще не путешествует по России, предпочитая заграницу. Зачастую, когда я показываю им фото из своих путешествий, они удивляются: «А что, такое есть в России?» Заграничные путешествия - это хорошо. Но совсем не знать свою страну – это глупо.

P.S. https://vk.com/album-46420619_281275941 - вот в этом фотоальбоме - «Ульяновск - малый город, большая история…» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 24 сентября 2021 года в ходе экскурсии в г. Ульяновск.

24. 09. 21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вкон