Штрихи к портрету провинции. Экскурсия. Как провести выходной день с пользой
Обожаю путешествовать по родному краю: красота природы умиротворяет, а достопримечательности развивают и обогащают кругозор. Увлекательное и полезное проведение досуга, при этом затрат - практически никаких! Достаточно сесть в автобус - и через несколько часов попадаешь в совершенно другой мир, который можно открывать для себя бесконечно.
24 сентября 2021 года коллектив МБУК «Библиотеки Тольятти», в 19 раз отмечая «Скрепку» - свой традиционный осенний корпоративный праздник «День библиотек», совершил автобусную экскурсию в Ульяновск, один из городов Поволжья с населением более 625 000 человек.
На территории Ульяновской области, как известно, находится самая широкая часть Волги, которая достигает тут 40 километров. А сам город интересен своей историей и удивительным сочетанием старого и нового. В нем много исторических объектов и современных памятников, природных красот и рукотворных шедевров.
Очень хотелось воочию увидеть знаменитый ульяновский Президентский мост, который до недавнего времени считался самым длинным в европейской части России. Сейчас его «обгоняет» только Крымский.
Визитные карточки былого
Две реки - Волга и Свияга, протекающие по территории Ульяновской области, в центральной части города формируют «междуречье» - уникальную по энергетике территорию. Свияга не является притоком Волги, и именно здесь она течет в противоположном направлении. Считается, что именно это и создает положительную энергетику в городе, которая, как магнит, притягивает творческих людей.
Ульяновск удивляет своими ветрами, за городом давно укрепилось второе имя «Город семи ветров». Здесь всегда сильный и чистый ветер, меняющий свое направление по несколько раз в день. А с 2018 года рядом с городом, в селе Красный Яр, открылся первый в России промышленный ветропарк. Сейчас это - место притяжения фотографов, их моделей и инстаграмщиков.
В Ульяновской области расположен национальный парк «Сенгилеевские горы», в котором в одном месте можно увидеть и горные вершины, и леса, и степи, и лесостепи, и конечно, меловые горы и волжские просторы. В окрестностях села Ундоры расположен настоящий парк юрского периода. На огромной территории побережья Волги находится палеонтологический заказник, удивляющий посетителей останками доисторических ящеров, ранее неизвестных науке.
В Тереньгульском районе Ульяновской области расположен загадочный сад камней «Скрипинские кучуры», об истинном происхождении которого до сих пор спорят геологи и уфологи. Кстати, в этом же районе есть еще один удивительный феномен природы- «черная береза».
Сам Ульяновск- город музеев, здесь их просто огромное количество на любой вкус. Некоторые из них уникальны и не имеют аналогов в России. И при этом внутри современного Ульяновска сохранился старый Симбирск с изумительной, теплой атмосферой купеческого города 18-19 веков.
В центре Ульяновска на 174 гектарах расположен единственный в мире музей-заповедник XIX века под открытым небом. Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина». А еще работает Ленинский мемориальный центр - единственный в мире музей, посвященный эпохе социализма - Ленинский мемориальный центр.
Кроме того, Ульяновск – «крылатый» город. Здесь производят самые «сильные» Ан-124 и самые «ловкие» ТУ-204 - самолеты для нужд гражданской авиации. В городе работает центр подготовки кадров для гражданской авиации - Высшее авиационное училище гражданской авиации. Открыт Отраслевой головной музей гражданской авиации - единственный музей такого масштаба в России. Общее количество его экспонатов составляет более 4000 единиц хранения. Из этого числа 730 экспонатов - подлинные образцы, отражающие историю гражданской авиации со времен зарождения до наших дней.
В Ульяновске действуют два аэропорта, один из которых - «Ульяновск-Восточный» - может принимать даже космические челноки! Другой аэропорт - «Аэропорт им. Н.М. Карамзина» - знаменит тем, что на его территории снимали известные кадры с самолетом из популярной комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России».
Я вглубь веков с волнением гляжу…
В наш экскурсионный тур входило посещение двух музеев - Ульяновского областного художественного музея - одного из старейших музеев в Поволжье, и музея под названием «Симбирская классическая гимназия».
Художественный музей располагается «по соседству» с краеведческим музеем и находится на втором этаже старинного здания - дома-памятника Ивану Гончарову. Особняк представляет собой творение архитектора Августа Шодэ. Он был построен на пожертвования граждан в начале XX века, в 1913-1916 годах, причем, специально для музея.
Сам Художественный музей когда-то был филиалом историко-археологического музея. После революционных событий 1917 года в состав музея вошли национализированные собрания симбирских дворян, промышленников, купцов: В.Н. Поливанова, Е.М. Перси-Френч, А.В. Жиркевича, В.П. Мещеринова, Н.Я. Шатрова. В 20-е годы прошлого века музей получил самостоятельный статус. Тогда же музейные фонды пополнились экспонатами из Государственного Эрмитажа, Пушкинского Дома Академии наук и Государственного музейного фонда.
Сейчас музей предлагает без малого 12000 единиц живописного и декоративно-прикладного искусства. Среди экспонатов - графические и скульптурные работы мастеров 16-20 веков, уникальные коллекции русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики XVI-XX веков, античная керамика, уникальные фарфоровые и стеклянные изделия России, Германии и Франции, антикварная инкрустированная художественная мебель из красного дерева и карельской березы.
Много русских икон 16 - 17 веков, портрет Павла I, знакомый по учебникам, есть полотна кисти Коровина, Тропинина, Брюллова, Рокотова, Айвазовского, Иванова, Боровиковского, Левицкого, Маковского… Уникальна коллекция усадебных портретов, созданных крепостными мастерами Симбирской губернии.
К числу шедевров западноевропейского искусства относятся произведения выдающихся мастеров Франции, Испании, Голландии XVI-XVII веков: Н. Ларжильера, Я.В. Скореля, Х. Вальдеса Леаля, К. Кейнинка, Д. Тенирса.
Сотрудники не только хранят и пополняют свои коллекции, но и изучают их, участвуют в международных и межрегиональных выставочных проектах, конференциях, семинарах; проводят экскурсии, организуют стационарные и передвижные выставки, читают лекции студентам. Иногда в музейных залах проходят концерты и конкурсы.
А еще, возрождая традиции духовности, благотворительности, меценатства, сотрудники музея изо всех сил выстраивают разнообразные партнерские отношения с представителями бизнеса, промышленными предприятиями, общественными организациями, учебными заведениями. Все они оказывают музею реальную помощь, способствуя тем самым сохранению культурного наследия.
История Симбирской классической гимназии
Посетив Симбирскую классическую гимназию, мы узнали о традициях, существовавших в образовательной системе России, о воспитании в мужских классических гимназиях. В то время мальчики и девочки обучались в различных учебных заведениях и по разным программам.
Открытие Симбирской гимназии для мальчиков состоялось в 1809 году. Симбирское купечество и мещанство отнеслись к открытию гимназии с большим пониманием и сделали вклады: купцы - 1000 руб., мещане - 500 руб. Гимназия осталась в помещении народного училища, построенного в 1790 году по проекту архитектора И. Тоскани. Директора и учителя остались прежними, но состав учителей был значительно пополнен.
Вместо 4-х классов народного училища, в гимназии было открыто только три класса, поскольку учеников, способных слушать гимназический курс оказалось очень мало (в 1-й класс поступило всего 13 человек, а во 2-й - 12 человек).
По ходатайству Захара Острожского, первого директора гимназии, при гимназии были открыты ещё три класса: два приготовительных и один прибавочный;
добавлены новые учебные предметы: древние и новые языки, а также история, мифология, эстетика, риторика, право естественное и народное, политическая экономия, технология и торговля.
В 1830 году последовало открытие при гимназии благотворительного учреждения Симбирского дворянства, переименованного в 1843 году в гимназический пансион. Размещался он в отдельном доме, который был в 1829 году куплен у купца Мангушева. Позже возле гимназии был выстроен обширный, трёхэтажный дом, и в 1846 году туда были переведены пансионеры. В 1845 году перед зданием гимназии установили памятник Николаю Карамзину.
Симбирская гимназия того времени представляла из себя нечто такое, во что сейчас трудно даже поверить. Директор гимназии Пихторов, учитель математики Птенцов, учитель Святовидов - все эти люди были в буквальном смысле слова сумасшедшими. Один раз Пихторов явился в гимназию с метлой и щёткой и разогнал всех учащих и учащихся, - этим он и закончил свою педагогическую деятельность.
19 августа 1864 года здания гимназии и пансиона сгорели. Гимназия была временно помещена в доме Мейера, на Лисиной улице (ныне ул. Карла Либкнехта). Там она находилась два года, а в 1866 году возвратилась во вновь отстроенное прежнее помещение, уже преобразованное в классическую гимназию. Согласно новому уставу, было разрешено принимать в пансион детей всех сословий. И Симбирская гимназия, восстановленная после пожара, успешно продолжала развивать свою деятельность.
В 1867 году при гимназии благодаря усердию симбирских дворян, инженер-штабс-капитана Александра Денисова и его супруги была устроена домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. В следующем году было утверждено «Положение о стипендии Н. М. Карамзина при Симбирской гимназии».
С 1879 года директором гимназии стал Фёдор Керенский. По воспоминаниям гимназистов он был директором активным, во всё вникавшим, за всем лично наблюдавшим… Образованный и умный, он являлся вместе с тем исключительным по своим способностям педагогом. Прекрасно владел русской речью, любил родную литературу. Свои уроки по словесности он превращал в интереснейшие часы.
Ещё в 1871 году, вследствие переполнения гимназии учащимися (при норме в 200 учеников она вмещала их до 400) возник вопрос о её расширении, но только в 1883 году к основному зданию была сделана пристройка из красного кирпича, в котором в настоящее время располагается музей «Симбирская классическая гимназия». После организации в Симбирске в 1911 году второй мужской гимназии Симбирская губернская мужская гимназия получила статус «первой».
После Октябрьской революции 1917 года в России после реформы школьного образования все гимназии были упразднены. В 1918 году Первая Симбирская мужская гимназия сделала свой последний 102 выпуск. Преемником гимназии стала Первая пролетарская трудовая школа имени К. Маркса, ныне Гимназия № 1 имени В. И. Ленина. А в здании с 1919 по 1943 годы размещалась 2-я Симбирская советская школа 1 и 2-й ступени имени В. И. Ленина. Сейчас здание Симбирской мужской классической гимназии является музеем, памятником истории и культуры федерального значения и подлежит охране.
Карцер, закон Божий и экзекуция по субботам
В XIX веке в Симбирской мужской гимназии обучались самые талантливые мальчики со всей губернии. Сословная принадлежность роли не играла. Например, в гимназию дали поступить инородцу, чувашскому мальчику Ивану Яковлеву, который закончил курс с золотой медалью. В то же время из гимназии исключили «по неуспешности» сына уездного предводителя дворянства Тенешева. Владимир Ульянов-Ленин, имя которого носит город, учился в этой гимназии с 1880 по 1887 годы. Обучение было платным. Плата составляла 30 рублей в год и вносилась по полугодиям. По тем временам это была солидная сумма.
Курс в мужской гимназии был рассчитан на восемь лет обучения. При переводе в следующий класс ученики сдавали экзамены. Если ребёнок «застрял» на два года в одном классе, «не показав успехов», т.е. не сдав экзаменов, прощай, гимназия. За всю историю учебного заведения только один раз ученика оставили на третий год в том же классе.
В гимназию могли поступать все! Главные критерии - это знания и подготовка. При поступлении ребёнку необходимо было пройти три «приёмных испытания»: закон Божий, математика, русский язык. Конкурс в среднем составлял три-четыре человека на место. Но далеко не все доходили до конца. Был случай, когда со всего класса (порядка 30-40 человек) до выпуска дошли лишь восемь учеников.
В те времена не существовало принципа, что родители обязательно должны отдать ребёнка учиться по достижении им определённого возраста. Часто дворяне не хотели, чтобы сын покидал родовое гнездо и уезжал на учёбу в губернский город. Они могли несколько лет обучать ребёнка дома, нанимая ему репетиторов, а затем он поступал, например, в третий или пятый класс гимназии. Были и те ученики, которые обучались до конца шестого класса дома, затем сдавали экзамены и поступали в седьмой класс. Последние два года ребята учились всё же непосредственно в гимназии, чтобы иметь больше шансов сдать экзамены на аттестат зрелости и без экзаменов поступить в любой университет.
Бывало, что ребенок все 8 лет обучался дома и потом просто сдавал выпускные экзамены в гимназии, это было разрешено, но тут были свои подводные камни. Если гимназисты сдавали 10 экзаменов (5 письменно и 5 устно), то учившиеся экстерном - 17. И их довольно часто ожидала неудача.
Возраст учеников значения практически не имел. Если сейчас одноклассники – это, в основном, ровесники, то в старинной гимназии за одной партой могли оказаться ученики разного возраста, с разбросом в среднем в пять лет. В первый класс ребята шли примерно в 10-12 лет.
Ученики приходили на уроки к 9.30. После общей молитвы начинались занятия, которые длились по 55 минут. Всего 5 уроков. Среди дня проходила одна большая перемена в 25 минут - на обед и зарядку. Примечательно, что в гимназии не было столовой и дети обедали тем, что приносили из дома. Другие перерывы были маленькими.
Учились гимназисты шесть дней в неделю. Форма (синий мундир, брюки, белая рубашка, фуражка, летний и зимний варианты) была обязательным атрибутом даже в каникулы! Сами каникулы тоже отличались от нынешних - 2 недели зимой, в Рождество, и 2 месяца летом. Учились дети до середины июня, а в 15 августа уже вновь садились за парты.
При этом регламентировалось даже время для выполнения домашнего задания. Ученики младших классов делали уроки с 17.00 до 20.00, а старшеклассники - до 22.00.
В учебное заведение разрешалось приносить только тетради и книги. Самые простые часы были под строгим запретом, чтобы дети не отвлекались. Более того, настенные часы висели лишь в холле и в одном из классов. Считалось, что ребёнку не нужно знать, сколько времени осталось до конца урока, чтобы он не мог просчитать, успеют ли его вызвать к доске.
Внутренние правила гимназии строго расписывали всю жизнь ученика: религиозные обязанности, учение, расписание. Они диктовали, как общаться с педагогами и одноклассниками, оговаривали отношение к начальникам и наставникам. Любое их нарушение строго каралось.
Был период в истории гимназии в 30-50 годах XIX века, когда учебное заведение работало по николаевскому уставу 1828 года. В ту пору во всей России применялись телесные наказания. В гимназии учеников наказывали жёстко. Экзекуции, когда гимназистов били розгами, проходили по субботам. Занимался этим, разумеется, не учитель, а специальный человек - экзекутор, сторож по совместительству. И никогда наказание не было необоснованным, каждый ребёнок знал, за что его бьют. Из уважения к детям и для того, чтобы наказание не воспринималось как тюремное, недопустимым считался контакт прута с голым телом ребёнка. Ребят наказывали строго в одежде. В итоге воздействие было не столько физическим, сколько нравственным, психологическим.
Но в 60-х годах правила поменялись, и телесные наказания не просто были отменены, уже наоборот, педагог мог лишиться работы за рукоприкладство. Действовать и призывать ребят к порядку предписывалось только за счёт внушения, доброго слова наставника. Если же доброе слово не помогало, то ребёнка наказывали дополнительным временем, которое он должен был провести в гимназии после уроков (на час или на два). Такое наказание выносилось за невнимательность, разговоры на уроке, опоздание на утреннюю молитву и так далее.
В особо серьёзных случаях ученика отправляли в карцер на чёрный хлеб и воду. Это была крайняя мера. Решение о наказании пребыванием в карцере мог принять только экстренно созванный педсовет. Так, например, ученика могли поместить на час в карцер за самовольный уход с урока. В архивных документах часто упоминается наказание карцером за провинность «прибил товарища». Это означало драку ребят во время перемены. Драка считалась серьёзной провинностью, так как являлась нарушением одного из главных правил - уважительно относиться к другим ученикам. Строгое наказание выносилось, если гимназист был дерзок с учителем. В лучшем случае ребёнка отправляли в карцер, но чаще всего исключали.
Авторитет педагога в то время был на недосягаемой высоте. А самым жёстким наказанием являлось отчисление из гимназии.
Что касается предметов для изучения, то программы в старинных и современных гимназиях сильно различаются. В XIX веке приоритетными дисциплинами были античные языки: латинский и греческий. На латынь давалось 24 % учебного времени, 17 % на греческий и 9 % на новейшие европейские языки (французский и немецкий). Всего языки составляли 50 % учебного плана. На гуманитарные науки отводилось 75 % всех занятий.
Также старинную гимназию от современной отличало преподавание закона Божьего. В XIX веке церковь не была отделена от государства, а школа - от церкви. Учебные заведения в то время считались подконтрольными Священному синоду. Но иноверцы (мусульмане, иудеи) от изучения закона Божьего освобождались. В графе по этому предмету у них просто стоял прочерк.
Преподавались также чистописание и логика. Были и предметы, которые изучают в современных школах: русский язык, словесность (литература), все разделы математики, физика, космография (астрономия), история, география.
Строгий распорядок и обилие занятий дисциплинировали молодых людей и формировали ту прослойку общества, которую именовали высшим светом.
А как же девочки?
В XIX веке гимназии делились на мужские и женские. И делалось это не для того, чтобы юноши и девушки не отвлекались друг на друга во время уроков. Основная причина раздельного обучения мальчиков и девочек была в том, что им преподавали разные предметы и с разными целями. Талантливые и умные девочки в Симбирской губернии обучались в Мариинской гимназии. У них не было древних языков, и курс математики длился чуть меньше.
Отличие заключалось и в том, что в женской гимназии применялись очень мягкие наказания. Не было карцера, и барышень крайне редко оставляли после уроков. Чаще всего на них воздействовали лишь замечаниями и выговорами. Если девочки жили в пансионе при гимназии, то их могли наказать, лишив десерта.
Выпускница гимназии в XIX веке не могла поступить в университет.
Университетское образование для женщин было открыто лишь в начале XX века.
В те времена качественное образование барышням из родовитых и состоятельных семей давалось с единственной целью, чтобы они стали достойными жёнами для образованных мужей и матерями для своих детей. Женщина должна была иметь достаточно знаний, чтобы дать ребёнку начальное образование, пока тот не дорастёт до возраста поступления в гимназию или школу.
Девочка из бедной семьи, если поступала в гимназию и успешно её оканчивала, как правило, строила карьеру гувернантки или наставницы, что по тем временам выглядело крайне престижно. Учитель тогда слыл очень уважаемым человеком, и, даже если он служил в семье, обучая хозяйского ребёнка грамоте, он никогда не был на одном уровне с горничной или кухаркой. Он считался элитным работником, к которому относились с почтением, и эта работа высоко оплачивалась. Работая в гимназии и имея 2 урока в день, начинающий учитель получал в 3 раза больше, чем рабочий за целый день работы на фабрике.
Народные школы
В XIX веке родители могли не отдавать ребёнка учиться в школу. Но чаще всего даже крестьяне осознавали, что нужно предоставить детям хоть минимальное образование.
Ребята с обычными способностями учились в так называемых народных школах, которых в Симбирской губернии существовало множество. Порядки там были куда проще, чем в гимназии, да и учебный план отличался.
Чаще всего дети обучались в народной школе четыре года. И этого было вполне достаточно. Там учили читать, считать, писать. Обучали истории, воспитывая чувство патриотизма. Преподавали закон Божий и специальные дисциплины, давали и начальные агрономические навыки. Основная задача народной школы- дать ребёнку знания, необходимые для жизни в сельской местности.
Образовательная система в дореволюционной России была очень многоплановой, без единого образца учебного плана. Так называемые практические предметы в начальных школах разнились в зависимости от потребности ребят, местности, где они проживают. Им могли преподавать аграрные науки либо азы скотоводства.
Памятник букве «Ё»
Совершив пешеходно-автобусную экскурсию по городу, мы побывали на улице Спасской, которую называют историко-мемориальным кварталом Музея-
заповедника «Родина В.И. Ленина». Пообедали в ресторане «Венеция», а потом прогулялись по бульвару «Венец» - историческому и административному центру города. Посетили площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина и сквер Николая Карамзина, уроженца Симбирска. В сквере Карамзина, кстати, находится не только памятник самому Карамзину, но и букве «Ё». Таким образом жители Ульяновска увековечили тот факт, что буква была придумана Карамзиным именно в их городе.
Из-за непрекращающегося дождя многие достопримечательности, к сожалению, приходилось рассматривать из окна автобуса. Нам и так повезло: мы увидели памятник основателю города Симбирска - Богдану Хитрово, здание Ульяновской областной научной библиотеки имени Ленина, Спасо-Вознесенский кафедральный собори Поющий Фонтан. А потом прошлись по набережной Волги, сфотографировав знаменитые ульяновские мосты - Императорский и Президентский.
10 причин путешествовать по России
1. Наша страна имеет такую огромную территорию, что по ней можно
путешествовать всю жизнь, но так и не успеть увидеть всех её красот.
2. Нет лишних сложностей. Для путешествий по России не надо заграничного паспорта, виз, менять валюту и изучать языки. Всё своё, родное. И где бы мы ни были в России - везде как дома.
3. Не нужна адаптация. В России, куда бы мы ни поехали, климат не сильно отличается от привычного, домашнего.
4. Безопасность. Российские туристы обычно знают, где и как их могут обмануть. В своей стране очень низка вероятность остаться без услуг, понадеявшись на честность туроператора. В собственной стране редко встречаются опасные инфекции, с которыми наш организм не мог бы справиться самостоятельно или с помощью лекарств. Перед поездкой не надо делать профилактические прививки, а после - обследоваться у врачей на предмет экзотических инфекций.
5. Знание традиций и законов. Мы знаем историю своей страны, поэтому нам здесь всё понятно. Мы погружаемся в культуру народов, о которых знаем не понаслышке.
Менталитет других народов России схож, поэтому сложно попасть впросак из-за незнания традиций.
6. История и культура. Читать книги И. Гончарова – это одно. Посмотреть, где он жил - совсем другое.
А как приятно увидеть места, где снимали известные российские фильмы и сериалы! В Ульяновске, например, можно пройтись по местам съёмок фильма Эльдара Рязанова, знакомого нам с детства.
7. Много природных достопримечательностей. Природа России многолика. И надо спешить увидеть всё это, пока ещё есть силы. А погулять по прилизанным европейским городам можно и в 70, и в 80 лет. Если доживём.
8. Психологический комфорт. В своей стране мы не являемся чужаками. Никто не реагирует на нашу внешность, не подбегает с нами фотографироваться, не тычет пальцами и не пытается прикоснуться.
9. Экономичность. Турист, хорошо знающий Россию, знает как, когда и на чём сэкономить. Для большинства это имеет значение.
10. Не хотеть узнать свою страну непростительно. Среди моих знакомых есть те, кто вообще не путешествует по России, предпочитая заграницу. Зачастую, когда я показываю им фото из своих путешествий, они удивляются: «А что, такое есть в России?» Заграничные путешествия - это хорошо. Но совсем не знать свою страну – это глупо.
P.S. https://vk.com/album-46420619_281275941 - вот в этом фотоальбоме - «Ульяновск - малый город, большая история…» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 24 сентября 2021 года в ходе экскурсии в г. Ульяновск.
24. 09. 21. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вкон