Продолжаем знакомиться с режиссерами авторского, арт-хаусного и просто качественного кино последнего примерно тридцатилетия. Вторая часть фильмографии Катрин Брейя.
В фильме "Короткая переправа" (2001) подходы режиссера постепенно меняются. На паромной переправе Франция-Англия встречаются молодая женщина и подросток, разумеется, сближаются. Впервые за долгое время у Брейя появляется социальный контекст, герои рассуждают не только о сексуальной жизни, но и о жизни вообще. Возникает что-то вроде эскиза портрета современных европейцев. Появляются тонкости, нюансы, милые неловкости в сближении и общении молодых людей. Мы узнаем, какие обиды и комплексы переживает англичанки, переступая порог тридцатилетия. Брейя уже много лет, и ничего не удерживает ее от перехода в жанр мелодрамы.
Брейя много в своей жизни сняла всякого интима. И решила снять фильм про то, как это делается - "Интимные сцены" (2002). Введение двух планов - реальной жизни сьемочной площадки и муляжа эмоций во время сьемок - содержательно обогатило творчество Брейя. Оно было не то чтобы бедным, но довольно однообразным. Постановщица фильма старается добиться желаемых результатов, и не все получается с живыми актерами. В кино Брейя появляется юмор (актер расхаживает по сьемочной площадке в халате и с муляжом мужской откровенности), человеческие отношения, не поглощенные целиком одним только сексом. Эта картина отличается от последних, и это разнообразие освежает творческую манеру.
Сделав по своим меркам довольно добрый фильм Брейя ушла в дебри эксперимента и подсознания - "Порнократия" (2003). Женщина приглашает девиантного мужчину к себе домой разглядывать ее в течение четырех суток. Для не - интерес, для него - испытание. В ожидании мелодрамы зритель будет разочарован. Но в ожидании тяжелого эксперимента получит осмысленный фильм. Брейя честолюбивый режиссер и хочет поставить фильм, что называется, на грани возможного. Раньше ее мысль крутилась вокруг идеи: любовь - это ненависть. Теперь она определяет саму суть женственности под холодным взглядом гомосексуальности. Порнография несколько затрудняет восприятие, но для Брейя визуальная часть уже довольно привычна.
Затем режиссер обратилась наконец к французской литературной классике - "Тайная любовница " (2007). Содержанием фильма стала любовная связь аристократа и куртизанки итальяно-испанского происхождения. Удачей стало участие обаятельно грубой Азии Ардженто. Во французской старине Брейя находит всё, что ей так органично: диалоги, страсть, чувственная откровенность. Она могла бы переснять весь французский куртуазный роман. Но современность ее привлекает больше. Понятно, что это наиболее адаптированный для зрительского восприятия ее фильм.
Затем Брейя ставит телефильм "Синяя Борода" (2009), любопытный только тем, каким образом она интерпретирует популярную тему. Режиссер исходит из того, что женственность - это любовь-жертва, а потому одна из двух сестер и могучий великан-обжора нашли друг друга. Все протекает и предсказуемо, местами не очень. Фильм недорогой и довольно простой. К сожалению, только с субтитрами.
В последней картине -" Злоупотребление слабостью"(2013) - Брейя полностью меняет свою манеру. Состоятельная женщина-режиссер встречает после жестокого инсульта брутального актера, между ними завязывается близкие отношения. Он пользуется ее симпатией и зависимостью и использует в своих целях. Встретились два необузданных характера, только каждый по-своему. Изабель Юппер снова на пике карьеры, играя в сущности калеку, но духом очень богатую женщину, не свободную от фатальных привязанностей. Драматичный фильм с оттенком трагизма. Это сухое, прохладное, беспощадное к человеческим слабостям кино не имеет ничего общего с прежней творческой карьерой Брейя и сближает ее с отстраненными и жесткими картинами северо-центральной Европы. Последний фильм стал бесспорно лучшим.
Это была карьера Катрин Брейя, которая снимала что хотела и как хотела, как и полагается для режиссеров авторского кино. Приятного просмотра.