Всем привет! С вами Дядя Джек!
Тут со мной целая история приключилась. Попробовал собрать свою первую схему. Надымил на всю квартиру паяльником. Даже жена надышалась и к соседу уйти собиралась.
Говорила, что ему дачу на море на море дать обещают. Что вот приедет туда, устроится начальником экскурсионной автобазы, так ему сразу и дачу с видом на море выдадут.
Говорила, что бессонными ночами размышляла о том, что мы не совместимы характерами. Что я играю рок, а она слушает Мираж. И вообще сосед ездит на девятке.
А ей про Руки Верх и Алешку загибал. А потом и вовсе не Белоусова перешел. А там и про Катьку предъявы пошли. Ну тут жена мне сковородкой по щам и зарядила. Какая еще Катька, когда она Ксюха в спортивках?
В общем делать нечего. Взял я и включил свое самодельное Орало Командирское. У меня там в схеме и усилитель, и небольшой перегрузик, и вибрато. В общем все для улучшения доходчивости.
Но что-то там навибраторило не в ту сторону. Замкнуло видать, а еще электролиты по совету других блоггеров помощнее поставил.
В общем проснулся я с явной мыслью, что Царя надо выручать. А то он сейчас Трынь Траву Косить Пойдет, наслушавшись мотивационного контента.
Во сне надо сказать, что еще и в роли жены моей выступала совсем другая деваха. Я с ней в универе учился. И у нас с ней чуть до ЗАГСа дело не дошло. Но не дошло.
Отойдя от такого сна, я вполне нормально себя чувствовал. Но к вечеру призадумался. А какой магнитофон-то был в фильме с названием Иван Васильевич Меняет Профессию?
Ну и не долго думая полез изучать вопрос.
А там оказывается такой уникальный аппарат!!!
Он реально уникальный. Он конечно Японский.
Выпускать его начали в 1967м году.
А качество звука у него слабовато по всем параметрам.
Но есть в его звуке одна уникальная аудиофильская особенность. Он вытягивает послезвучния.
Т.е. когда Высоцкий в фильме поет, это не звук с магнитофона. Это звук в высоком качестве, который с мастер-ленты в фильм наложили. А сам магнитофон выдает звук совсем другой. Более зажатый, и среднечастотный. Но относительно звука в фильме, у него явно выраженные послезвучия.
А это в аудифильском сегменте техники весьма ценная вещь, и стоит техника так умеющая дорого.
Но давайте по порядку.
источник фото скриншот из видео https://www.youtube.com/watch?v=a50qT9bW2Qo
источник фото https://rt21.getbb.ru/viewtopic.php?f=41&t=142582&st=0&sk=t&sd=a&hilit=%D1%88%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D0%B0
Это магнитофон National RQ-158S.
Выпускали его с 1967го года.
Аппарат 2х дорожечный, 2х скоростной, с автореверсом. Переносной.
Во дела. У них уже в 1967м году реверс был в переносной технике.
В моно технике.
Я в шоке.
Частотный диапазон на скорости 9 см в сек - 120 - 8 КГц. На скорости 4 см в сек - 120 - 5 КГц.
Характеристики конечно ничего безбашенного. А вот реверс - вот это они лихо!
Само собой мне стало интересно, как у него головки выглядят. Нашел на свою голову.
источник фото https://rt21.getbb.ru/viewtopic.php?f=41&t=142582&st=0&sk=t&sd=a&hilit=%D1%88%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D0%B0
Это вообще что??? Вижу тон-вал по середине. Вижу по одной головке с каждой стороны.
Это что плеер???
Потом смотрю на фотку клавиш управления - нет. Кнопка запись есть.
А кнопка активации реверса, это дополнительная кнопка над клавишей Плей.
Так и где же тогда стирающая головка?
Лезу в схему. Нашел у одного блоггера на Дзене ее.
О как. Тут головки не простые. Они совмещенные с головкой стирания. В верху у нее зазор универсального назначения на запись и воспроизведение, а внизу зазор стирания.
Ну и вторая такая же но перевернутая.
Т.е. на реверсе он не только воспроизводит, но и записывает. Вот тебе и привет Советским Олимпам, которые на реверсе только воспроизводят.
Схема здесь тоже не обычная.
Я уже читал про такие приемы. Причем и Свореня в учебнике, и у Доброго Аудиофила про приду искажений в усилителях.
В общем здесь сигнал с головки приходит на германиевый транзистор, который выполняет роль согласующего каскада. Дальше идет каскад коррекции АЧХ в обратной связи.
А дальше каскад усиления амплитуды. А он здесь дроссельный. Причем не просто дроссельный, а еще и трансформаторный.
А Добрый Аудиофил как раз и писал, что дроссель вытягивает послезвучия.
И вот здесь это и происходит.
Трансформатор при этом выступает так же и фазоинверсной цепью. Выход с него в 2х полярностях. Дальше следуют транзисторы усилителей тока, которые пребывают в режиме повышенного напряжения и пониженного тока, для лучшей линейности их характеристик, и дальше еще один трансформатор. И за ним динамик.
В те времена, если я правильно понял, это была лучшая схема для получения приемлемого звука из германиевых транзисторов. Схемы с высоким током сразу на выходе транзисторов давали значительно большие искажения.
Трансформатор позволял понизить уровень искажений германиевых транзисторов тех лет. Хотя может я чего и не понял как надо. Может так просто дешевле было?
В общем такой вот неожиданный магнитофон.
Как раз самое то, чтобы царь на него сел и заслушался. Тут и реверс в 2 стороны, и 2 скорости, и двойные головки которых тоже ДВЕ. И вообще он Магнитофон Японский и его ДВА штука!
Вот такая история.
Кстати, говорят, что в фильме киноляп. Царь садится на магнитофон с Высоцким и красной подающей катушкой. А Никулина про Трын-Траву слушает на таком же магнитофоне, но с белой подающей катушкой.
Говорят, что это ляп и, что физически Царь не мог сладить с заменой катушки.
Но подождите. Шпак ведь говорит, что магнитофонов Японских Было Два. Может он правду говорит?
Их было два. В одном Высоцкий на красной катушке, в другом Никулин на белой?
Ведь с кнопками управления Царь сладить мог. В его годы всякие тайники уже были с механизмиками. Мог и тут все кнопки разом понажимать, и понять какая что делает. Да и первый магнитофон мог до конца прослушать. Вот за второй и взялся.
Может их и правда было ДВА? Это ведь более правдоподобно, нежели киноляп.
А может сначала был киноляп, его при монтаже заметили, и тут же быстро сообразили, что можно Шпака заново отдельно снять, с фразой про то, что магнитофона было ДВА?
В общем не простая история.
Спасибо, что вы со мной!
***