Проторенессанс – развитие итальянского искусства после эпохи Средневековья и до полноценного Возрождения. Это некий подготовительный процесс, начало колоссального прогресса в живописи, скульптуре, архитектуре, литературе.
Проторенессанс незаслуженно пропускают при беглом изучении эпохи Возрождения, говоря в основном о Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэле. Но то, что происходило в период Проторенессанса, получило развитие в последующие столетия. Именно от этого «подготовительного» периода возникло все то, чем мы сейчас восхищаемся и что изучаем.
Так когда и что же было?
Разбираемся!
Проторенессанс – период в истории итальянской культуры XIII-XIV веков. Именно итальянского, потому что Возрождение происходило во многих европейских странах, а Проторенессанс – заслуга исключительно итальянских мастеров.
Проторенессанс – Тоскана и Рим.
Проторенессанское искусство ориентировалось на развитие новых сюжетов (не только религиозных), реалистичное изображение действительности. Появляется начальный интерес к античности.
В XIII веке в Италии складывается мировоззрение, отличное от других европейских стран. Развиваются города, где появляются торговые и банковские компании, мануфактуры, ремесленные и купеческие центры. Каждый начинает развивать какое-то свое дело.
Появляется мысль о человеке нового типа, творца культуры. В начальной стадии, конечно. Отсюда – повышенное внимание к памятникам античной культуры. Проникновение византийской культуры в Италию, знакомство с мозаикой, живописью, книжной миниатюрой и другими артефактами искусства, которые привезли с собой византийцы, способствует интересу к творческой деятельности, к созиданию и созданию.
В истории искусства существуют названия периодов в развитии Итальянского Возрождения. И на Проторенессанс приходятся два периода – дученто и треченто.
Дученто
Дученто – это вторая половина XIII века. Это время считается основным в развитии именно скульптуры и архитектуры. Основным, но не единственным.
Скульптура
Николо Пизано (1220/1225-1278/1284) – первый из проторенессансных скульпторов, основатель школы итальянской скульптуры. Родился в Апулии, работал в Лукке, Пизе, Сиене. Изучал позднеримские и раннехристианские саркофаги, поэтому в его творчестве видны характерные рельефы, как будто заключенные в короб, и незначительное количество складок одежд.
Около 1235 года он работает над кафедрой баптистерия в Пизе. Очень сильно заметно влияние древнеримской культуры. Все религиозные сюжеты начинают «спускаться с небес», приобретая реальный образ. Даже Мадонна начинает походить на какую-то древнеримскую богиню, выделяются жесты и позы, складки одежд.
Николо Пизано пошел дальше своих современников, добавляя объема и ощущения трехмерности. Его фигуры начинают оживать.
В 1265-1268 годах Николо Пизано работает над кафедрой Сиенского собора, где заметны готическое влияние. Предположительно, такая направленность к готике объясняется тем, что работу заканчивал сын Пизано – Джованни, который менее был заинтересован в античном наследии.
Ученик Николо Пизано Арнольдо ди Камбио (ок. 1240-1300/1310) перенял многие творческие особенности Николо Пизано. Ди Камбио был известен своими погребальными памятниками и архитектурными сооружениями. Изучал и древнегреческое искусство. Интересно, что в своих скульптурных работах ди Камбио начинает изображать не абстрактных героев, придуманных или канонично сложенных, а определенных людей; появляется конкретика.
Именно Арнольдо ди Камбио создал первый проект главного храмового сооружения Флоренции – Санта-Мария-дель-Фьоре. Также, Арнольдо занимался постройкой церкви Санта Кроче, возведение которой началось в 1295 году.
Сын Николо Джованни Пизано (ок. 1250 – ок. 1315) был известен своими скульптурами. Подобно отцу, уделял внимание фигурам, добавлял естественные позы, движение и эмоции. Но он был скорее приверженцем готического искусства.
Западный фасад Сиенского собора – заслуга Джованни Пизано. Большая часть скульптур на нижней части фасада была создана Джованни.
Безусловно, работы Джованни Пизано одарили Проторенессанс новыми возможностями в исследовании пространства, эмоциональности, индивидуальности. Но все-таки еще было сильно готическое влияние, немного приостановив реалистическое изображение действительности. Не все сразу.
Живопись
Пьетро Каваллини (1259-1330) – итальянский художник, мастер мозаик и фресок. Интересовался передачей объемности фигур, стремился к изображению естественных движений. Преодолевал каноны византийской живописи, опираясь на раннехристианские фрески и колоссальное античное наследие. Нельзя сказать, что он достиг какого-то высшего по тем меркам уровня передачи естественности и динамики, но искусство Каваллини оказало влияние на многих художников Италии, в том числе и на Джотто.
Цикл мозаик в Санта-Марии-ин-Трастевере (1291) – эпизоды из жизни девы Марии.
С помощью складок одежды Каваллини передает разное положение фигур; появляется индивидуальность в лице каждого героя; накидки разного цвета. Даже есть некоторая игра со светом и тенью. Фон не золотой.
Чимабуэ (1240-1302) – итальянский художник, который один из первых отходит от итало-византийского стиля. Чимабуэ – прозвище, в переводе с итальянского – быкоголовый. Очень упрямый художник был. Настоящее имя – Джованни Ченни ди Пепо.
Чимабуэ пытался сделать то, что потом удачно воплотил Джотто: он оживляет героев своих произведений, делает их более реалистичными и понятными, добавляет объема и форм, уделяет внимание лицу и пропорциям.
По воспоминаниям Вазари, Чимабуэ заметил безызвестного пастуха по имени Джотто, когда тот рисовал овцу камнем на камне. Чимабуэ настолько понравился рисунок, что он сразу пошел к отцу Джотто просить разрешения забрать его сына учиться живописи. Сейчас эта история считается легендой.
Но несмотря на передачу естественности и объемности фигур, это все было по-прежнему слишком угловато, простовато и традиционного. Пока не появился Джотто, своим мастерством затмивший своего учителя.
Джотто ди Бондоне (1266-1337) – итальянский художник, основоположник эпохи Проторенессанса.
Творчество Джотто – это как мост между Средневековьем и Ранним Возрождением. Как основатель итальянской школы живописи, он первым почувствовал реальность, начал изображать человека менее скованным и угловатым. Появляются движения, формы, светотень. Все становится живее. И не только герой начинает жить на картине – мир вокруг, атмосфера, место события начинают обретать свои краски. Картина не ограничивается персонажами: позади них тоже разыгрывается история. Джотто отказывается от традиционного золотого фона. В искусство начинают приходить зачатки пейзажа или интерьерной живописи, и в первую очередь, замена золотого фона синим.
Это все фресковые работы из капеллы Скровеньи. Оформление капеллы было поручено Джотто вскоре после постройки и закончены около 1305 года.
Небесные герои у Джотто начинают проявлять человеческие эмоции. Они становятся не такими каменными и отстраненными. Появляется какая-то мимика. Лица не похожи друг на друга, зарождается индивидуальность каждого героя. Даже изображение складок на одежде передают эту направленность к реальности и жизни, как будто Джотто вдыхает воздух в неживые фигуры.
История Святого Франциска – фресковый цикл, выполненный Джотто в 1292-1305 годах.
28 фресок, поражающих колоритом, светотенью, передачей объема. Джотто тщательно работает не только над персонажами, но и окружающим миром, вписывая в историю элементы современных пейзажей и сооружений; некоторые персонажи принимают внешний облик современных людей. И все это так интересно, захватывающе, что глаз невозможно оторвать.
Творчество Джотто положило начало поиску реальности, осязаемости и естественности в искусстве эпохи Возрождения. Это невероятная работа со светом и объемами, начало перспективы и внимание ко многим деталям, которые раньше не интересовали художников.
Джотто выходит за рамки обыденного представления о живописи, показывая совершенно другой мир с пейзажами, архитектурой, интерьером. И человеком. Джотто выводит персонажей на новый уровень, ближе знакомя их со смотрящими.
Джотто восхищались многие творцы Раннего и Высокого Возрождения.
Джотто умер в 1337. Заканчивается дученто, начинается новый этап Проторенессанса. Возврат к готическим традициям в XIV веке немного останавливает направленность к реалистическому изображению и интересу человека, но не умаляет заслуг предшественников.
Двигаемся дальше!
Треченто
Треченто – это время распространения в Италии готического искусства. Это возросший интерес к мистике, аллегориям. Новые цветовые решения, утонченность, устремленность вверх. Но готика в Италии была немного другой, чем в остальных странах. Тут было некое соединение искусства дученто с треченто, т.е. это была не каноническая готика, а с элементами нового искусства протореннесанса.
Треченто – последние две трети 14 века, от смерти Джотто по появления первых представителей Раннего Возрождения во Флоренции. Хотя многие искусствоведы и Джотто относят к периоду треченто.
В отличие от дученто, искусство которого развивалось только в нескольких центрах Италии, в период треченто появляется большое количество локальных школ.
Искусство периода треченто развивалось по трем линиям:
- аристократическая
- мистическая
- «джоттовская».
Живопись
Сиенская школа живописи – аристократический путь развития искусства треченто. Это красота удлиненных линий, богатство цветов, внимание к орнаментам, деталям украшений, изысканность поз, утонченность.
Дуччо ди Буонинсенья (1255/1260-1319) – один из главных представителей школы – соединял в своем творчестве готическую и греческую технику письма. Дуччо обычно относят то к периоду дученто, то к треченто, поэтому в контексте именно Сиенской школы живописи оставим его здесь (хотя по временным рамкам он подходит именно к дученто, но по стилю написания работ к треченто).
В конце XIII века он немного изменяет свою технику письма, добавляя элементы готического искусства. Дуччо является неким ориентиром многих художников сиенской школы, которые продолжили его нововведения.
Есть только одна работа, подписанная Дуччо – «Маэста», большая алтарная работа, созданная в 1308-1311 годах. Это один из значимых памятников искусства, где византийская традиция изображения начинает замещаться итальянской готической живописью.
И опять-таки, все внимание на предельную реалистичность, которая была доступна в то время: складки одежды, светотень, разные лица. Лица, которые отличаются друг от друга, со своей мимикой и с определенными чертами лица. Если не приглядываться к деталям, создается ощущение, что эта работа не особо отличается от каноничных изображений святых, Иисуса и Мадонны. Но внимание, как всегда, именно на детали.
Дуччо не только работает над эмоциями и взаимодействиями героев, он также начинает вводить их в пространственный мир: изображает архитектурные или интерьерные детали.
Симоне Мартини (1284-1344) – итальянский художник, представитель сиенской школы живописи. Переняв творческие успехи Дуччо, он все глубже и увереннее развивает направленность нового искусства: соединение готической и византийской традиций, внимание к изображению ландшафтов (появляются пейзажи, городские виды, более детально прописанный интерьер).
Фигуры у Симоне вытянутые, грациозные и изящные; он добавляет величественности и индивидуальности, наделяет жизнью своих персонажей.
Все эти работы – цикл фресок в капелле Сан-Мартино. Посмотрите, как эти работы отличаются от работ предшественников Симоне: тут развивается история, есть сюжет, появляется множество деталей, разнообразный фон, а герои все живут, существуют в истории.
Еще одни прославленные представители Сиенской школы живописи – братья Лоренцетти, Пьетро (1280-1348) и Амброджо (1290-1348). У Амброджо, помимо религиозных сюжетов, появляется повествовательная черта искусства. Сцены городской и сельской жизни, точная зарисовка местности, изображение быта – раньше никто не обращал на это внимание.
Петрарка (итальянский поэт, величайший деятель итальянского возрождения) был восхищен работой Амборджо, считая, что надо изображать как можно точнее реальность, мир, а не невероятный потусторонний мир. Действительно, подлинную жизнь во всеми незначительными подробностями до Амборджо не изображали. Даже задний фон тут выступает не как дополнение к общей истории. Это тщательно продуманный и изученный городской пейзаж.
А это работа его брата, Пьетро Лоренцетти:
Творчество Пьетро – работа с драмой, эмоциями и динамичным сюжетом. Амборджо больше тяготел к реалистичности, точной передачи окружающего мира, объемности. Но главное – Амборджо отходит от религиозных сюжетов, начиная изображать обыденный мир.
Скульптура
Андреа Пизано (1290-1348) – итальянский скульптор и архитектор. Здесь уже можно проследить «джоттовский» путь развития треченто. Работы Андреа стилистически похожи на творчество Джотто: Пизано, попав во Флоренцию, был восхищен творчеством художника. Пизано перенимает у Джотто объемность и пластику.
Колокольня Джотто – кампанила (в итальянской архитектуре квадратная в основании колокольня) кафедрального собора во Флоренции. Такие кампанилы строились отдельно от церквей, но на достаточно близком расстоянии от них. В 1334 году руководство над строительством колокольни перешло к Джотто. Он успел построить только первый ярус, после его смерти строительство продолжил Андреа Пизано.
Пизано построил еще два яруса. И в двух нижних ярусах расположены прекрасные барельефы Пизано, Луки делла Роббио (флорентийского скульптора кватроченто – эпохи итальянского искусства XV века). Говорят, есть даже часть барельефов самого Джотто.
Интересно, что Андреа выполнил часть работ, повествующих об обыденных занятиях людей: есть ваятель, зодчий, врач, живописец земледелец, ткач. Чтобы ранее кто-то выполнял столь сложную работу на такие простые и живые темы – это было, конечно, что-то новое.
На нижнем ярусе колокольни Пизано изобразил сцены сотворения человека. И Адама, и Еву Пизано сделал обычными тружениками, реальными людьми.
Еще одна знаменитая работа Андреа Пизано – южная дверь баптистерия Сан-Джованни (пристройка к церкви, предназначенная для совершения крещения). В 1330-1336 годах Пизано создал 28 панелей с барельефами, изображающие жизнь Иоанна Крестителя и восемь Добродетелей.
О Проторенессансе можно говорить бесконечно, разбирая не только живопись и скульптуру, но и архитектуру, музыку, литературу. Литература! Это же Боккаччо, Петрарка, ну и, конечно, Данте Алигьери. Это, на мой взгляд, такой колоссальный подъем культуры во всех областях, что и одной небольшой статьи не хватит. Надо смотреть и изучать, восхищаться и удивляться. Успехи творчества Ренессанса положило начало периоду Возрождения, мастера которого описались на проторенессансное творчество.
Проторенессанс – это начало изображения действительности, обращение к античным источникам, заинтересованность в человеке и его месте в этом мире; это зарождение портретов, пейзажей и городских видов; это сюжет, драма, интересное повествование. Это удивительные архитектурные шедевры. Всего не перечислить!
#проторенессанс #дученто #треченто #итальянское искусство #джотто #культура