2-ая глобальная война оставила после себя много тайн и загадок, ответы на которые не получены до сего времени. Одним из спорных вопросов остаётся так нарекаемое чудо Дюнкерка, о котором историки спорят более семи десятков лет. После нападения Германии на Польшу 1 сентября месяца 1939 года Англия и Франция, в строгом соответствии с взятыми на себя союзническими обещаниями, объявили войну Третьему рейху. Но активные деяния закончились фактически сначала. Начался период, вошедший в историю как странноватая война: стороны конфликта, на самом деле, бездельничали. Период бездействия закончился 10 мая месяца 1940 года, когда Германия запустила план Гельб: план моментальной войны против Бельгии, Нидерландов и Люкссембурга. Гельб, в свою очередь, открывал дорогу для плана Рот: моментального вторжения во Францию в обход массивных укреплений линии Мажино.
Мы полностью разбиты!
Ещё за два денька ранее командующий английскими войсками в континентальной Европе лорд Горт прибегнул к премьер-министр-министру Англии Уинстону Черчиллю с призывом начать эвакуацию. Черчилль колебался, но через два денька указ об эвакуации был отдан. Ситуация была воистину трагическая. На днях премьер-министр-министр Франции Рейно звонил собственному сотруднику Черчиллю в Лондон и в унынии горланил в трубку: Мы разбиты! Мы разбиты! Под ударами германцев были потеряны порты Булонь и Кале. Дюнкерк оставался заключительней надеждой. Вокруг него скопилась сортировка союзных войск численностью выше 300 тыщ человек. Операция по эвакуации войск получила заглавие Динамо. Командование ей было доверено английскому контр-адмиралу Бертраму Рамсею. Для эвакуации собрали всё, что было можно, включая махонькие приватные яхты и маленькие рыболовецкие суда. Всего удалось собрать 693 британских и около 250 французских кораблей. Затем чтоб эвакуация стала вероятной, войскам нужно было для того, что бы то ни стало удержать фронт против германцев. Отчаянные контрудары французских войск докучали германцам, но не имели возможности в корне переменить ситуацию. Порт Кале был занят германцами 23 мая месяца 1940 года. До Дюнкерка оставалось всего 16 км.
Танкам приказано остановиться
Французы и британцы решали всё новые контратаки, но германские клещи продолжали сжиматься. Английское командование, расценивая ситуацию, предсказывало, что при благосклонном стечении событий возможно спасено менее 45 тыщ боец и офицеров. Германские танковые доли приготовлялись к заключительному броску на Дюнкерк, когда 24 мая месяца ими был получен указ Гитлера: дивизиям, наступавшим вдоль побережья Ла-Манша, приостановить пришествие на рубеже канала А и отвести вспять доли, продвинувшиеся на Азбрук. Гитлер отдал приказ не приближаться к Дюнкерку поближе чем на 10 км не использовать против блокированной сортировки танки. Это был очень алогичный указ, который привёл в сомненье германский генералитет. А ещё более странноватым было то, что указ войскам тормознуть, не доходя до Дюнкерка, был передан незашифрованным, из-за чему стал известен британцам.
Многие тысячи солдат противника у нас под носом бегут в Англию
26 мая месяца 1940 года эвакуация англо-французских сил началась. Людей воспринимали на борт включая в с самом порту Дюнкерка, да и на прилегающих пляжах, в каком месте для малых судов сделали причалы из загнанных в воду грузовых машин. Немцы нападали суда и войска на берегу с помощью артиллерии и авиации, но сорвать эвакуацию поэтому не выходило. Английские истребители с соперником управлялись достаточно удачно. Германский генерал Франц Гальдер 30 мая месяца 1940 года в своём дневнике писал: Мы утратили время, по этой причине кольцо вокруг французов и британцев было замкнуто медлительнее, чем было это Возможно. Основное заключается в том, что из-за остановки механизированных соединений кольцо не замкнулось на побережье, теперь приходится только рассматривать, как почти многие тыщи солдат соперника у нас сбегают в Великобританию. Рубежи защиты вокруг Дюнкерка французы и британцы оберегали упрямо. Немцы же по инициативе Гитлера не могут пользоваться своим основным орудием: танковыми соединениями. В итоге гитлеровцам оставалось только следить, как всё новые и новые корабли увозят окружённых.
337 тысяч спасённых
Морской мост действовал с 26 мая месяца по 4 июня 1940 года. За этот период времени из Дюнкерка были эвакуированы выше 338 тыщ человек, из которых более 337 тыщ добрались до британского берега. Был спасён практически весь экспедиционный корпус Англии, более 90 тыщ французских военнослужащих, также бельгийцы и бойцы иных государств союзной коалиции. Утраты пришлись до этого на технику, которую пришлось кинуть фактически всю. Было оставлено 2472 артиллерийских орудия, практически 65 тыщ автомашин, 20 тыщ байков, 68 тыщ тонн боеприпасов, 147 тыщ тонн горючего, 377 тыщ тонн снаряжения и военного имущества, 8 тыщ пулемётов и около 90 тыщ винтовок, включая всё тяжёлое вооружение и транспорт 9 британских дивизий. Но это все не шло ни в какой-никакое сопоставление со спасением людей. Волшебство Дюнкерка стало специфичной компенсацией за военную катастрофу во Франции. Британцам удалось сохранить боеспособную армию, что делало вероятным продолжение войны. Операция по эвакуации подняла боевой дух в Англии, что имело огромное значение для последующих событий. Английские корабли выручают войска союзников под германским огнем.
Широкий жест Гитлера
Не умаляя мастерство и мужество тех, кто проводил операцию по эвакуации, и стойкость заступников Дюнкерка (15 тыщ французов, закрывавших порт не успевших эвакуироваться, были взяты в плен), нужно признать, что без указа Гитлера об остановке германских танков волшебство могло не состояться. Но по какой причине Гитлер дал таковой указ? Версий существует несколько: переоценка способностей люфтваффе, опасение насчёт контрудара из района Парижа, нежелание понести великие утраты. Но чрезмерная осмотрительность нехарактерна для Гитлера, которому больше относились к авантюрные черты. Кроме всего прочего в то же время дела у гитлеровцев шли как нельзя превосходнее, и возможность а всё потому что германские танки скинут французов и британцев в море, представлялась веско выше, чем возможность серьёзной военной беды. Решение Гитлера полностью могло быть общественно-политическим шагом. Останавливая пришествие и передавая указ стоит отметить чтоб о нём гарантированно узнали британцы, фаворит нацистов демонстрировал, что истребления англичан отказывается и дорога домой им открыта. Посадка в Дувре войск, эвакуированных из Дюнкерка.
«Почётный мир» Британия не приняла
К чему таковой широкий жест? К тому времени было явно, что Франция разбита и её капитуляция вопрос наиблежайшего месяца.На самом деле, Англия, загнанная к себe на острова, оставалась в войне против Германии одна. Но, невзирая на планировавшуюся германскими стратегами посадку в Великобритании, Гитлер врываться на Неясный Альбион не желал. Актуальное место, завоевание которого сочиняло самую важную часть мыслях Гитлера, лежало не на Западе, а на Востоке. Война с Русским Союзом была неминуема, и для подготовки к ней Гитлер желал бы избавиться от опасности войны на два фронта. С поражением Франции она серьёзно убавлялась, но не пропадала вполне. Позволяя британцам уйти из Дюнкерка, Гитлер пробовал сделать условия для почётного мира, которым желал окончить войну на Западе. В собственных речах в летний сезон 1940 года Гитлер открыто разговаривал, что обстоятельств для продолжения войны меж Германией и Великобританией нет, и призывал сесть за стол переговоров. Главарь нацистов великолепно знал, что в Великобритании много его поклонников, но также тех, кто с огромным удовольствием закончил бы войну. Но премьер-министр-министр Уинстон Черчилль к этим не принадлежал. Англия отказалась от предложений фюрера, решив продолжить борьбу. А войска, спасённые в Дюнкерке, ей в в этом очень посодействовали.